Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Образ либеральных реформ императора Александра II в школьном образовании конца XIX - начала XX веков

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-5-380-395

Аннотация

Статья посвящена изучению системы представлений о либеральных реформах 1860-1870-х годов в России, формировавшихся в рамках преподавания истории в начальной и средней школе. Уделяется внимание официальной позиции Министерства народного просвещения на основе исследования каталогов рекомендуемой литературы и программ по истории России за период второй половины XIX - начала XX веков. Взгляды научно-педагогической общественности анализируются по учебникам русской истории 1860-1917-х годов. Вопрос о степени восприятия самими учащимися образа реформ Александра II решается с помощью анализа экзаменационных ответов выпускников педагогических курсов при Вятском городском училище за 1903 год. Показано, что в комплексе представлений центральное место занимала отмена крепостного права, которая получила однозначные восторженно-положительные отзывы. Обращается внимание на осознание тесной взаимосвязи между крестьянской и другими реформами, среди которых выделяются введение земского и городского самоуправления, новых судов, всеобщей воинской повинности и развитие просвещения. Автор делает вывод о том, что в образе реформ Александра II преобладала моральная оценка с позиции воплощения в них стремления императора к добру, справедливости, улучшению положения народа. Доказано, что такой подход легко находил отклик у учащихся, что свидетельствует о его восприятии в народной среде.

Об авторе

А. М. Субботина
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Субботина А.М. Образ либеральных реформ императора Александра II в школьном образовании конца XIX - начала XX веков. Научный диалог. 2019;(5):380-395. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-5-380-395

For citation:


Subbotina A.M. Portrayal of Emperor Alexander II’s Liberal Reforms in School Education in Late 19th - Early 20th Centuries. Nauchnyi dialog. 2019;(5):380-395. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-5-380-395

Просмотров: 516


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)