Образ либеральных реформ императора Александра II в школьном образовании конца XIX - начала XX веков
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-5-380-395
Полный текст:
Аннотация
Статья посвящена изучению системы представлений о либеральных реформах 1860-1870-х годов в России, формировавшихся в рамках преподавания истории в начальной и средней школе. Уделяется внимание официальной позиции Министерства народного просвещения на основе исследования каталогов рекомендуемой литературы и программ по истории России за период второй половины XIX - начала XX веков. Взгляды научно-педагогической общественности анализируются по учебникам русской истории 1860-1917-х годов. Вопрос о степени восприятия самими учащимися образа реформ Александра II решается с помощью анализа экзаменационных ответов выпускников педагогических курсов при Вятском городском училище за 1903 год. Показано, что в комплексе представлений центральное место занимала отмена крепостного права, которая получила однозначные восторженно-положительные отзывы. Обращается внимание на осознание тесной взаимосвязи между крестьянской и другими реформами, среди которых выделяются введение земского и городского самоуправления, новых судов, всеобщей воинской повинности и развитие просвещения. Автор делает вывод о том, что в образе реформ Александра II преобладала моральная оценка с позиции воплощения в них стремления императора к добру, справедливости, улучшению положения народа. Доказано, что такой подход легко находил отклик у учащихся, что свидетельствует о его восприятии в народной среде.
Об авторе
А. М. Субботина
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
Россия
Просмотров:
516