ЯЗЫКОЗНАНИЕ 
На материале Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года исследуются семантические и прагматические особенности репрезентации субъекта, определяемого формулой «многонациональный народ Российской Федерации (российская нация)», выступающей в качестве актуального инструмента выражения государственной идеологии. Проведена реконструкция релевантных признаков субъекта. Установлено, что формула реализует семантику единства (цельности) на правовом, социокультурном и субъектном уровнях. Единство репрезентируется в качестве предполагаемого состояния субъекта, приобретаемого в результате трансформации его нормативных, эпистемических и этических установок. Выделены и проанализированы регулярные коллокации, представляющие ситуации каузации релевантных признаков субъекта, реализация которых является его нормативной обязанностью. Определен аксиологический статус формулы как «нормативного суждения», выражаемый посредством контраста с аберрациями, определяемыми лексемами, актуализирующими в политико-правовом тексте семантику нарушения единства. Доказан идеологический характер формулы как нормы этической и эпистемической природы, подразумевающей внутреннее неутилитарное побуждение субъекта, основанное на его оценке состояния единства (цельности) как идеального и непреложно истинного.
В статье обсуждается феномен категориального восприятия, успешность которого автор предлагает выражать формулой «это именно X из категории “Х”». Лексемы неопределённый и неуловимый рассматриваются как единицы, вербализующие категоризационные затруднения субъекта восприятия. На основе сопоставления употребления прилагательных неопределённый и неуловимый с номинациями разных видов перцептивного восприятия устанавливается, в каких случаях объект восприятия, вызывающий категоризационные затруднения, обозначается как неопределённый Х, а в каких — как неуловимый Х. Исследование осуществляется с помощью методов дефиниционного, компонентного, дистрибутивного и контекстуального анализа на материале толковых словарей и данных Национального корпуса русского языка. В результате анализа языкового материала было выявлено, что сочетание неопределённый Х обозначает, что некоторый Х хорошо воспринимается органами чувств, но субъекту неизвестно (в его лексиконе отсутствует) обозначение для данного Х. Сочетание неуловимый Х обозначает, что органы чувств лишь фиксируют наличие некоторого Х, при этом Х манифестируется слишком быстро / слишком слабо или является неоднородным, из-за чего его нельзя распознать.
Предметом анализа является обособление приложений и вводных слов в осетинском языке — одно из проблемных явлений современного осетиноведения. Актуальность исследования обусловлена, вопервых, отсутствием в осетинском языкознании работ, посвященных исследованию вопросов теории пунктуации, вовторых, необходимостью кодификации пунктуационных норм осетинского языка. Новизна исследования видится в том, что предпринята попытка контрастивного анализа оснований и обстоятельств обособления приложений и вводных слов в осетинском и русском языках, выявления лакун в осетинской пунктуации. Показано, что реальная пунктуационная практика не отступает от фиксированной нормы в случаях совпадения оснований обособления приложений и вводных слов в осетинском и русском языках. Особое внимание уделяется проблемам выделения приложений и вводных слов в позициях, не имеющих аналогов в русском языке. Продемонстрировано значение порядка слов и наличия клитик в предложении для правильной постановки знаков препинания в осложненных предложениях. Обосновывается пунктуационное оформление приложений, имеющих два определяемых слова или общий с определяемым словом послелог. Комментируется также обособление вводных слов, входящих в состав акцентуального комплекса.
В статье анализируется структура афоризмов в философском дискурсе с применением семантикокогнитивного подхода. Материалом для исследования послужили афоризмы трактата Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон». Выявляются объекты, цели, основания метафоризации, проводится их классификация, определяются явления, объективирующиеся при помощи метафор и обозначающие ключевые области концептуализации в языковой картине мира Ф. Бэкона. Определено, что объекты, источники и основания метафоризации высоко дифференцированы, выявляют ипостаси образа человека в языковой картине мира Ф. Бэкона: человека мыслящего, духовного, социального и чувствующего. Большая часть объектов представлена антропонимическими явлениями: категориями морально-нравственного порядка, возрастными характеристиками человека, его интеллектуальными способностями и атрибутами социального взаимодействия. Источники метафор затрагивают социальную роль человека, его физиологические ощущения от взаимодействия с окружающей средой и демонстрируют эмпиричность языковой личности автора. Среди источников метафор наиболее представительной является группа натуралистических образов. Фрэнсис Бэкон обращается к природным явлениям и объектам как к инструментам для создания наиболее сложных философских понятий.
Рассматривается один из компонентов языкового планирования — образовательное планирование. Были определены основные элементы и показатели этого вида планирования. Авторы рассматривают вопросы образовательного планирования в трех республиках Российской Федерации. Исследование было проведено на материале калмыцкого, карельского и якутского языков. Целью исследования было проанализировать образовательное планирование как совокупность существующих возможностей для изучения языка. Одной из задач было определение сферы деятельности и направлений деятельности образовательного языкового планирования. Вторая задача — представить обзор образовательного планирования на материале карельского, калмыцкого и якутского языков в синхронии и диахронии. Третьей задачей был анализ образовательного языкового планирования по выделяемым нами критериям и уточнение престижности языков в восприятии говорящих как мотивационного фактора для их изучения, для этого анализируются результаты полевых исследований, проведенных в трех республиках в 2021—2022 годах. В результате исследования были сделаны выводы о том, что этническое самосознание опрошенных находится на высоком уровне, символическая значимость национальных языков высока. Однако отмечается тенденция к сокращению желающих изучать родной (национальный) язык в школьном образовании.
Основной целью исследования является описание глагольных основ в диалектных названиях посуды в якутском языке для выявления мотивационных признаков, семантически соотносительных с категорией «действие». В статье использован описательный метод с применением словообразовательного и семантического анализа слова. Материалом для исследования послужили лексические единицы, извлеченные из диалектологических и толковых словарей, а также использованы полевые материалы автора. Установлено, что мотивационный признак производного слова обусловлен значением производящего слова. Прояснена взаимосвязь значения производного слова со значением глагольной основы производящего слова с помощью словообразующих аффиксов, которые обозначают свойства и функции посуды: размер и объем; процесс приготовления пищи (блюда). Основным мотивационным признаком в рассмотренных названиях является «действие»: брожение, сбор, перемещение, переворачивание, черпание и т. д. Производящими основами выступают глаголы бас- (черпать (воду)), халбый- (снимать (например, сливки)), хомуй- (собирать), көйөр- (бродить (о кумысе)), хотор- (вынимать (мясо)), тас- (перемещать (кумыс)), дайбаа- (размахивать, в значении ‘набирать ковшом’), тиэр- (переворачивать). Автор приходит к выводу о том, что реализацию данного мотивационного признака можно обозначить как глагольный тип мотивации.
В фокусе внимания исследования находятся понятия «коммуникативная стратегия» и «дискурсивная практика», которые сегодня часто используются без привязки к определенной лингвистической парадигме. Была поставлена задача на основе имеющихся теоретических работ и текущих исследований уточнить, можно ли отнести данные понятия к кросспарадигмальным, то есть к явлениям, не закрепленным за определенной лингвистической парадигмой. Исследование показало, что, несмотря на видимую схожесть, данные понятия отличаются по ряду ключевых характеристик и нацелены на решение различных задач. Кроме того, было установлено, что основное размежевание явлений происходит на уровне принадлежности различным лингвистическим сферам: дискурсивная практика — элемент дискурса (и, соответственно, принадлежит дискурсивной парадигме), коммуникативная стратегия — элемент коммуникации (и, следовательно, рассматривается в рамках коммуникативно-прагматической / лингвокоммуникативной парадигмы и теории речевых актов). Анализ современных исследований, целью которых является изучение коммуникативных стратегий и дискурсивных практик, показал превалирование более «узкого» варианта интерпретации понятия «дискурс», что позволяет выделять коммуникативные практики в определенном виде дискурса. Кроме того, можно констатировать упрощение представлений о реализации дискурсивных практик.
Рассматриваются русские и китайские паремии с компонентом сон, которые ранее не были описаны в сопоставительном аспекте. Выявляются лингвокультурологические характеристики пословиц в обоих языках, которые свидетельствуют об общих или различных культурно-национальных установках. Актуальность исследования определяется развитием межкультурных связей русского и китайского обществ, их интересом к изучению иностранных языков. Установлено, что зафиксированные в русских и китайских лексикографических источниках пословицы с компонентом сон отличаются в количественном и содержательном отношении. Выявлено, что в китайских авторитетных словарях представлено 10 пословиц с компонентом сон, а в русских — 43. Обнаружена общая семантика у 3 русских и 3 китайских паремий, которые толкуют сон как отражение мыслей и желаний людей. Показано, что остальные пословицы вербализуют разные культурные установки. Для русских паремий характерно отношение ко сну как к физическому состоянию, необходимому, полезному и приятному. Кроме того, сон противопоставляется реальности, в которой возможно или невозможно их исполнение. В китайских пословицах человеку рекомендуется ловить момент и действовать вовремя для осуществления своего плана, а также быть осторожным со своими словами.
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА 
Исследуются читательские практики современного студенчества в контексте развития цифровых технологий. Интерпретируются результаты проведенных авторами социологических исследований, выявляющих отношение студентов к различным практикам чтения в условиях медиатрансформаций (анкетирование, фокус-группы, анализ драбблов). В ходе исследования изучалось отношение студентов к чтению (ценность чтения и периодичность контактов), осуществлялась дифференциация интересов и факторов воздействия на читательскую активность. Оценивалась эффективность продвижения и поддержки чтения в работе библиотек, вузов, киноиндустрии, лидеров мнений. Сделан вывод об отсутствии оснований для принципиального разграничения сторонников традиционного (book-почитателей) и цифрового (didital-адептов) чтения. Те и другие полноценно встроены в традиционную бумажную и цифровую книжную среду. Современные цифровые и визуальные коммуникационные технологии для обеих категорий респондентов оказались наиболее значимыми средствами побуждения к чтению. Линии цифрового неравенства в большей мере определяются уровнем активности включения в медиакоммуникации, способностью к порождению креативного контента. Зафиксирована преимущественно пассивная позиция респондентов в отношении читательского контента в сети. Сделан вывод о разрыве декларируемой, признанной и реализованной ценности чтения.
Рассматривается вопрос о языковых и дискурсивных механизмах языкового воплощения ценностей в медиадискурсе интернета, о научном инструментарии их выявления и квалификации в массиве текстовых данных. Проанализированы особенности метаязыкового употребления лексемы по-хорошему как репрезентативного контекста для выявления ценностей особого типа — так называемых «псевдо-ценностей», то есть ценностей, которые выражают относительную оценку: ʽнечто в каком-то отношении хорошо, а в каком-то отношении плохоʼ. Использована методика корпусного анализа. Материалы для исследования извлечены из газетных корпусов в составе Национального корпуса русского языка. Показано, что метаязыковое выражение по-хорошему выступает своего рода «тестом» на выявление потенциальной негативной оценочности у номинаций, которые, в соответствии с трендами современного общества, могли бы оцениваться как «хорошие» или как нейтральные, внеоценочные. Установлено, что данный репрезентативный контекст является индикатором повышения ценностного регистра для номинаций, по умолчанию характеризующихся как негативно-оценочные. Делается вывод о том, что посредством использования лексемы по-хорошему читательской аудитории медиатекстов могут навязываться определенные оценки, которые изначально могли бы не разделяться адресатами, что делает метаязыковое выражение по-хорошему действенным средством языкового манипулирования.
Проанализированы эвфемизированные варианты новостных заголовков по экономической проблематике из немецкого электронного издания «Die Tageszeitung» за период с 2022 по 2023 годы. Выбор периода объясняется повышенным вниманием немецких СМИ к событиям, связанным с энергетическим кризисом и экономическими проблемами. Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы в сфере экономики способствует появлению новых эвфемизмов. На основе таких критериев, как обозначение нежелательного денотата, улучшение характера денотата и др., были выявлены эвфемизированные заголовки статей. Методом сплошной выборки выделено 44 эвфемизированных выражения. Авторы подробно комментируют каждый пример с позиций способов достижения эффекта хеджирования. Предлагается классификация эвфемизированных выражений немецкоязычного публицистического дискурса по пяти тематическим группам: бедность — богатство, забастовки, работа, рост цен и инфляция. Отмечается, что группа заголовков, посвященных теме инфляции и роста цен (особенно на газ и электроэнергию), наиболее подвержена эвфемизации. Сделан вывод о том, что немецкие журналисты прибегают в заголовках к таким способам эвфемизации, как иноязычные заимствования, словосложение, игра слов и др.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ФОЛЬКЛОРИСТИКА 
Рассматривается литературное течение романтизм как творческий метод Су Маньшу и Юй Дафу — китайских писателей первой половины ХХ века. Новизна исследования обусловлена результатами сопоставления творчества двух популярных литераторов, чья проза оказала значительное влияние на формирование современной китайской литературы. Сообщается, что увлечение китайских писателей романтическими настроениями происходило благодаря рецепции произведений европейской литературы, с которыми они познакомились, читая переводы на японский и китайский языки. Оба литератора называли себя романтиками, но причины увлечения художественным методом были разными. Су Маньшу импонировали новые жанровые особенности: биография, созданная не об исторической личности, что было узаконено традиционалистской литературой, а написанная от лица автора повествования. Юй Дафу привлекала в романтическом художественном стиле возможность использовать необычные для китайской словесности выразительные средства. В то же время романтические сочинения обоих литераторов несут маркеры национальной принадлежности. У Су Маньшу — в описании женских персонажей, у Юй Дафу — в использовании картин природы для передачи настроения героев. Отмечается, что становление романтического направления в китайской литературе недостаточно изучено российскими синологами и имеет перспективы дальнейшего исследования.
Статья посвящена интерпретации романа Д. Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». Основанием для прочтения романа в карнавальном ключе становятся как факты биографии Лоуренса, так и наличие карнавальных прочтений других его произведений в последние три десятилетия. Исследование арлекинадной образности в романе позволяет охарактеризовать «лоуренсианский» арлекинадный гротеск и его роль в отражении мировоззрения писателя. Посредством анализа образов героев автор устанавливает сходство Меллорса, Конни и Клиффорда с Арлекином, Коломбиной и Пьеро. Выявляются аллюзии на популярные в XVIII и XIX веках пантомиму и фарс — «Веселый Шервуд, или Арлекин-лесник» (1795) О’Кифа и «Пьеро-халтурщик» (1882) Лафорга. Кроме того, выдвигается гипотеза о причинах выбора писателем определенных имен для своих персонажей. В частности, предлагается версия, согласно которой своим именем образ Клиффорда Чаттерлея обязан Клиффорду Эссексу — самому популярному исполнителю роли Пьеро в Англии начала XX века. Автор доказывает, что в романе Лоуренс воспроизводит сюжет и композицию английской пантомимы с целью противопоставить буффонный смех мрачным аспектам реальности Англии 1920-х.
В статье рассматриваются состав и функционирование эпитетов в русских духовных стихах. Актуальность исследования обусловлена малоизученностью духовных стихов с точки зрения языка, а также возможностью рассмотреть взаимодействие устной и письменной традиций, светской и христианской культуры, которые тесно переплетены в этом фольклорном жанре. Делается краткий экскурс в теорию изучения эпитета в русской лингвистической традиции с учетом новейших исследований, особо говорится об использовании постоянных эпитетов в фольклорных текстах различных жанров. Рассматриваются тексты трех сборников русских духовных стихов: Сборник русских духовных стихов, составленный В. Варенцовым; «Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX веков»; «Духовные стихи русского Севера». Выделяются 2 корпуса эпитетов — общефольклорные постоянные эпитеты и жанрово обусловленные эпитеты русских духовных стихов. Делаются наблюдения об их количественном и качественном составе, описываются особенности использования тех и других с учетом специфики жанра, объясняется их соотношение. Дается грамматическая характеристика эпитетов с точки зрения морфологического выражения и позиции в составе атрибутивной синтагмы.
В статье описывается трансформация образа ребенка в литературе 10—30-х годов ХХ века. В качестве материала привлекаются рассказы трех авторов-современников, связанные мотивами прозрения и раскаяния: «День мальчика» Ф. Верфеля, «Бумажный змей» Лу Синя и «О нежности» Н. Тэффи. Основанием для сравнительно-сопоставительного анализа служит биографическое сходство, близкий круг философских и эстетических увлечений австрийского, китайского и русского авторов, жанровая и тематическая близость текстов. Исследователь исходит из того, что повышенное внимание к образу ребенка возникает в начале XIX века, в литературе романтизма, трактующего его либо как жертву, либо как ангела, однако уже во второй половине XIX века появляются образы «злых детей». Выполненный анализ показывает, что под влиянием Фрейда в литературе начала ХХ века устойчиво возникает мотив детской игры как пути знакомства со злом, искушения, неизбежного в процессе становления. Роднящая все три текста форма воспоминания дает возможность авторам трактовать произошедшие в детстве события каузативно, выводить более поздний моральный опыт из детской игры. Автор статьи делает вывод о том, что рассказы Верфеля, Лу Синя и Тэффи отмечены влиянием идеи Фрейда о взаимосвязи детских впечатлений с судьбой взрослого, который должен осмыслить пережитые некогда стыд, чувство вины, раскаяние.
Статья имеет целью уточнение особенностей жанра баллады в ряду других произведений на Северовостоке Сибири (в Якутии и в отдельном поселении в Магаданской области). Изучаются локальные особенности вариантов балладных песен, записанных от старожилов Северовостока Якутии. Источниковой базой послужили тексты, опубликованные в сборниках «Фольклор Русского Устья» (1986), «Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока» (1991). Здесь представлены балладные песни русских старожилов низовьев реки Индигирки и бассейна реки Колымы. Также использованы записи Д. И. Меликова и В. Г. Богораза. Исследование проводится на основе описательного, сравнительно-сопоставительного методов, применяются некоторые приемы лексико-семантического анализа. Работа продолжает исследование, связанное с уточнением репертуара, жанровых и стилевых особенностей, составляющих своеобразие эпической поэзии Северовостока Якутии, зафиксированной в XIX—XX веках. Охарактеризована специфика их бытования. Первые записи, сделанные в XIX веке, рассматриваются в сравнении с текстами баллад, которые были зафиксированы в ХХ веке. Специальное внимание уделено балладной песне «Теща у зятя в плену». Отмечается, что в этом фольклорном образце отражены некоторые исторические реалии, соотносительные с местностью бытования песни. Сообщается, что тексты баллад были утрачены к 70-м годам ХХ века.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 
Исследование посвящено анализу становления и развития высшего образования в первой автономии в составе Китайской Народной Республики (КНР). После основания Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ) в 1947 году. руководство региона приложило усилия для развития образовательной сферы. Повышение уровня грамотности населения было одной из стратегических задач развития автономии и всего государства. Особое значение имела подготовка высококвалифицированных кадров для ускоренного развития государства. Новизна исследования заключается в том, что введены в научный оборот оригинальные источники по истории развития образования в КНР на начальном этапе государственного строительства. Сделан вывод о том, что создание первого учреждения высшего образования — Педагогического института Автономного района Внутренняя Монголия позволило обеспечить потребности региона и стимулировало развитие всей образовательной системы. В первые годы развития образования в АРВМ отдельное внимание уделялось изучению монгольского языка и письменности, а также билингвального характера реализации образовательных программ. Данный факт был обусловлен необходимостью развития межкультурного взаимодействия и идеологической консолидации населения АРВМ.
На примере тылового города Тюмени анализируется проблема организации централизованного и дополнительного питания населения в годы Великой Отечественной войны. Изучены вопросы функционирования магазинной торговли, карточной системы. Приводятся примеры взаимовыгодного сотрудничества города и села в контексте рассматриваемой темы. Авторы дают характеристику системы общественного питания, как детского, так и взрослого, организации подсобных хозяйств и индивидуальных огородов. Уделяется внимание заготовке продуктов питания и оказанию целевой помощи нуждающимся, участию в этой работе разных категорий населения: трудовых коллективов, школьников и т. д. Сделаны выводы об основных тенденциях в организации снабжения жителей города продовольствием. Среди них были стремление центральных и местных властей обеспечить население города необходимым минимумом продуктов питания, инициативные действия горожан и целых предприятий по решению продовольственной проблемы, борьба со злоупотреблениями. Актуальность исследования обусловлена непреходящим значением продовольственной безопасности как элемента национальной безопасности государства. Источниками стали материалы газеты «Красное знамя», а также документы из фондов региональных архивов и Тюменского музейно-просветительского объединения, часть из которых впервые вводится в научный оборот.
Анализируется опыт создания в Советском государстве органов, участвовавших в строительстве отношений с организациями верующих. Рассматриваются отношения, сложившиеся между руководителями Совета по делам русской православной церкви (СДРПЦ, создан осенью 1943 года) и Совета по делам религиозных культов (СДРК, создан весной 1944 года). Основными источниками исследования выступили материалы из центральных архивов России. Сообщается, что председателем СДРПЦ был полковник Г. Г. Карпов, а полковник И. В. Полянский являлся председателем СДРК. При этом оба председателя продолжали одновременно и службу в органах государственной безопасности: Г. Г. Карпов долгие годы продолжал оставался начальником для И. В. Полянского в Комитете государственной безопасности (КГБ), что обусловило взаимные обиды и личную неприязнь. Архивные документы содержат сведения о том, что Г. Г. Карпов выступил инициатором слияния СДРПЦ и СДРК. Он предлагал на их базе создать один новый орган, который выполнял бы важную для Советского государства задачу построения безрелигиозного общества, и надеялся возглавить его. Выделены главные направления борьбы за сохранение Совета по делам религиозных культов. Приводятся архивные данные о том, какие меры принял Г. Г. Карпов, хотя воплотить идею ему не удалось. Как показало время, предложение Г. Г. Карпова по слиянию СДРК и СДРПЦ было реализовано, но значительно позже, в 1965 году.
Целью исследования является анализ деятельности Государственной думы в России в 1906—1917 годы, направленной на реформирование системы высшей школы. Материалом послужили стенографические отчеты Государственной думы указанного периода, нормативные документы, мемуарная литература. В ходе исследования установлено, что значительное место в работе Думы начала XX века занимали вопросы подготовки научно-педагогических кадров высшей школы, увеличение количества вузов, вопросы централизации в руководстве вузами, улучшения материального положения профессорско-преподавательского состава, а также права студентов. Показано, что в результате активной думской инициативы бюджет Министерства народного просвещения вырос в несколько раз, депутаты поддержали законопроекты, связанные с открытием новых вузов, увеличением государственных расходов на высшее образование, развитие культуры и науки. Законодательные проекты думских фракций были нацелены на создание преемственной связи между учебными заведениями разных ступеней. Народные представители выступали за демократизацию высшего образования. Увеличивались суммы на подготовку профессорских стипендиатов, повышение зарплат, пенсий, стипендий учителям, преподавателям, студентам. Государственная дума последовательно и активно выступала за равноправие женщин в получении высшего образования.
Дается краткий обзор развития знаний об Урале в XVI—XVIII столетиях. Рассматривается деятельность В. Н. Татищева на Среднем Урале с точки зрения изучения края, дается оценка его работе. Особое внимание уделяется научным трудам, созданным руководителем уральских заводов, его взгляду на Уральский регион и перспективы его развития. Отмечается, что в них впервые в русской литературе дается оценка Уралу как границе между двумя «мирами». Актуальность данной темы заключается в том, что Урал часто рассматривается как рубеж, граница между европейской частью России и Сибирью. Кроме того, в первой трети XVIII столетия идет активное освоение данного региона, но указанный период еще слабо изучен исследователями. Новизна работы состоит в рассмотрении деятельности В. Н. Татищева не как государственного чиновника, а как ученого и исследователя новых земель. Авторы статьи приходят к выводу, что начальник казенных заводов Урала приложил значительные усилия для изучения порученных ему земель. Офицер и чиновник сделал немало для дальнейшего накопления необходимых знаний о «Сибири», заботился о просвещении населения. Для составление полной картины о том, каким предстал Урал перед В. Н. Татищевым в качестве источников были задействованы не только труды ученого, но и его переписка с центральными органами власти.
Изучается вопрос установления границ Омской губернии с сопредельными территориями. Проанализированы основные направления разграничительных процессов с сибирскими губерниями и Киргизской (Казахской) автономной республикой: выделение части уездов Тюменской губернии под контроль Омска; переход части Алтайской и Томской губерний в состав Омской губернии; передача Киргизской (Казахской) АССР ряда уездов, входивших в состав Акмолинской области; оспаривание Омском территориальной принадлежности Ишимского и Павлодарского уездов. Показана вся сложность и неоднозначность размежевания территорий, возникшая в результате стихийных изменений административнотерриториальной системы в России в период революционных событий 1917 года, Гражданской войны и первых преобразований большевиков. Выявлено, что главной проблемой являлся вопрос формирования южной границы Омской губернии с Киргизской (Казахской) АССР, впоследствии ставшей государственной границей России и Казахстана. Отмечается, что власти Омской губернии методично отстаивали территориальные интересы как своей губернии, там и всей Сибири, являясь одними из ключевых игроков в регионе. Делается вывод, что благодаря сложившимся территориальным сдвигам на юге Западной Сибири был заложен фундамент формирования устойчивых границ между Сибирью и Киргизской (Казахской) АССР.
Представлена деятельность учреждений Российского Общества Красного Креста Тобольской губернии в годы Русско-японской войны. Источником исследования является региональное периодическое издание — газета «Сибирский листок». Рассмотрены такие публикации, как обращения, воззвания, извещения, отчёты, телеграммы и прочие за период 1904—1905 годов (всего 202 номера газеты). Выявлено, что начало Русско-японской войны способствовало учреждению Тобольского управления Красного Креста и развитию Тобольской общины сестер милосердия. Массив изученных материалов позволил заключить, что за годы войны произошло полноценное становление местного отделения Красного Креста. В качестве управленческих и организационных структур выступали Дамские комитеты. Основную деятельность — оказание медицинской помощи — выполняла община сестер милосердия. Ключевыми направлениями деятельности Тобольского отделения Российского Общества Красного Креста в годы Русско-японской войны стали учреждение и содержание общины сестер милосердия, создание этапного лазарета, обеспечение раненых всем необходимым. Для этого проводился сбор пожертвований от населения. Анализ публикаций в «Сибирском листке» показал высокую степень активности населения губернии в деятельности учреждений Тобольского отделения Российского Общества Красного Креста.
Ливонская война обусловила рост числа антимосковских произведений в Европе. Западные авторы внимательно следили за успехами и неудачами России в борьбе за передел Прибалтики. Главным объектом критики в пропагандистских текстах был Иван Грозный, который представлялся врагом Европы, равным по силе турецкому султану. В статье проанализированы особенности антироссийской информационной кампании на примере изданных в Речи Посполитой разножанровых текстов. Изучение статистического аспекта бытования летучих листов показало, что на поздних этапах войны польско-литовские типографы существенно влияли на формирование новостного поля в Европе. Рассмотренные в статье произведения малых литературных форм продемонстрировали, что описание противостояния Речи Посполитой и России представлялось в ключе оборонительной войны. Ввиду заметного увеличения числа пропагандистских текстов в годы правления Стефана Батория был сделан вывод о первостепенной роли польского короля в информационной кампании по дискредитации России. Баторий понимал силу печатной пропаганды и тратил множество ресурсов на очернение российского государя. Благодаря этому Речи Посполитой к концу войны удалось оказать заметное влияние на складывавшийся в Европе негативный образ России и ее правителя.
Впервые на основе архивных документов изучается деятельность Федора Санникова в должности надзирателя екатеринбургских школ. Отмечается, что ему пришлось исполнять свои обязанности в трудной обстановке, так как между ним и руководством сложились напряженные отношения. Поэтому его предложения, вероятно, намеренно рассматривались долго, с проволочками, или отвергались. Несмотря на недоброжелательное отношение и даже противодействие начальства, Санников приложил все усилия к тому, чтобы модернизировать деятельность школ. В частности, он настаивал на том, чтобы возобновить параллельное обучение учеников ремеслам, как это было введено В. Н. Татищевым согласно документу 1736 года. Санников неоднократно вносил предложения увеличить число учителей арифметической школы, где вел занятия более чем со 100 учащимися. Установлено, что под контролем надзирателя к середине XVIII века в школах Екатеринбурга находилось более 270—280 учащихся, при этом Санников знал о материальном положении, способностях и успехах в учении каждого из них. В условиях роста дороговизны конца 1740-х годов он предлагал обучать учеников ремеслам и разрешать им работать в мастерских во второй половине дня, поскольку казенного жалованья учащихся не хватало на одежду, обувь, еду и многим приходилось просить милостыню. Санников уделял внимание и вопросу обучения детей дворян, которых родители не стремились отдавать в школы.
В статье актуализируются рукописные памятники тюркоязычных народов — мусульманские метрические книги. Составителями книг на старотатарском языке являются представители мусульманского духовенства. В качестве материала исследования использованы архивные документы по Бухарской волости Тобольского уезда Тобольской губернии XIX — начала XX веков. Цель исследования состоит в изучении состава исламского духовенства посредством введения в научный оборот малоизученных источников и содержащихся в них исторических и социокультурных фактов. В результате анализа метрических записей удалось установить данные о 35 персонах, а именно наименование духовного чина, личное имя и отчество (к концу XIX — началу XX века — фамилию) священнослужителя, время и место его службы, название медресе, в котором он обучался грамоте (в начале XX века). Отмечается, что хронологический принцип в составлении книг позволил проследить преемственность в служении религиозному культу, например, по кровному родству. Авторы приходят к выводу о том, что мусульманские метрические записи являются ценнейшим историческим и лингвистическим источником для изучения социокультурной и языковой ситуации XIX — начала XX века.
Исследуется история немецкой деревни Северо-Запада РСФСР в первые послереволюционные годы (1918—1922). Охарактеризована экономическая и политическая жизнь немецкого сельского населения: решение земельного вопроса, хозяйственная деятельность, реквизиционная политика большевистского руководства в отношении, формирование и функционирование советских и партийных органов в районах наибольшей концентрации немцев. Состояние и функционирование немецких хозяйств во многом зависели от чрезвычайных революционных экономических мероприятий, проводимых большевиками в рамках уравнительного землепользования и «военного коммунизма», где немецкая деревня рассматривалась как легкодоступный и высокопроизводительный источник поступления сельскохозяйственных ресурсов для Красной Армии и городского населения, следствием чего стала чрезмерно высокая экономическая нагрузка на колонии и избирательный подход к учёту национальной специфики экономической жизни немцев и их текущих хозяйственных возможностей. Немецкие крестьяне преимущественно негативно восприняли послереволюционные нововведения, а службу в советских и партийных органах использовали в качестве инструмента для защиты и продвижения личных экономических интересов и ограждения от возможных репрессивных мер.
ISSN 2227-1295 (Online)