Аннотация
В статье рассматриваются основные коммуникативные характеристики первой печатной российской газеты «Ведомости Петра Великого». Кратко обозначается исторический контекст появления первого отечественного печатного издания, определяется социокультурная и функциональная значимость газеты, ее тип как издания, в том числе в сопоставлении с предшественницей «Ведомостей» - первой рукописной газетой «Вести-Куранты», статус которой до сих пор дискуссионен. Квалифицируются основные коммуникативные параметры газеты: цель, задачи, особенности адресанта и адресата, а также сообщения новостной информации в условиях зарождения отечественной журналистики. Комментируются такие важны для периодической печати характеристики, как оперативность и информационные потребности читательской аудитории. Обсуждается проблема авторства газетного новостного текста в данный исторический период. Акцент делается на структурной сложности и разных функциональных ролях создателей газетных текстов, а также на способах введения автором новой информации, речь идет в том числе и о зарождении модели новостной заметки. Выявляется коммуникативная позиция автора газетного текста с точки зрения пространственно-временного подхода и средства ее репрезентации. Определяется тематический спектр газетных материалов, размещенных в комплекте «Ведомостей Петра Великого» за 1710 год, дается качественно-количественная характеристика тематических групп.