Аннотация
В статье анализируются особенности трансформации жанровых форм баллады в современной отечественной поэзии. Опираясь на теоретические положения о специфике жанра, разработанные в трудах Ю. Н. Тынянова и М. М. Бахтина, исследуется характер изменения жанровых особенностей баллады в творческой практике поэтов рубежа XX-XXI веков. В ходе исследования установлено, что жанровый «облик» баллады напрямую связан с особенностью современного поэтического процесса, в котором выделяются «традиционная» и «авангардная» парадигмы. Отмечается, что в творчестве поэтов-традиционалистов (Е. Рейна, О. Хлебникова, О. Николаевой, С. Кековой, Д. Быкова и др.) преобладает вариант лирической баллады, в которой доминирует философское, элегическое начало, а особый драматизм и напряженность связаны здесь с ностальгической грустью об ушедшем, потерей связей с прошлым, неуютностью в настоящем. Показано, что в творчестве поэтов-авангардистов (Т. Кибирова, Е. Шварц, Ф. Сваровского, А. Ровинского, Д. Воденникова и др.) чаще всего деканонизируются жанровые черты романтической баллады. Подчеркивается, что через жанровый синтез баллады, лирического цикла, притчи, басни поэты-авангардисты демонстрируют нестабильность эпохи конца XX столетия, растерянность человека, оказавшегося в водовороте общественно-политических событий. Анализируя творчество поэтов, авторы статьи доказывают, что в отличие от поэтов-традиционалистов представители авангардистского направления отказываются от традиционного лиризма и активно используют все многообразие постмодернистских приемов.