Становление реализма как способа художественного постижения действительности в прозе Лажечникова 1840-1860-х годов
Аннотация
Статья посвящена становлению художественной системы реализма в прозе И. И. Лажечникова 40-60-х годов девятнадцатого столетия. Материалом исследования стали последние романы писателя. Новизна работы видится в том, что проза И. И. Лажечникова этого периода практически не изучена. Доказывается, что в этот период писатель ставил перед собой задачу достоверного изображения жизни в типических характерах, отказывался от идеализации героев. Выполнен обзорный анализ незаконченного романа «Колдун на Сухаревой башне». Высказывается предположение, что это произведение было не завершено по причине двойственности художественных задач, которые ставил И. И. Лажечников. Отмечается, что писатель, сохраняя исторический колорит эпохи, уже отходит от романтического изображения действительности. Также анализируются романы «Беленькие, черненькие и серенькие», «Немного лет назад». Акцентируется внимание на том, что в поздний период творчества Лажечникова гротескный способ изображения действительности выражает мировидение писателя, в подаче различного рода характеров чувствуется гоголевская и щедринская манера письма. Автор останавливается на анализе романа «Внучка панцирного боярина». Отмечается, что исторический роман возрождается в новой форме, Лажечников осмысляет исторические коллизии в человеческой психологии, ассоциируя современность с историей. Как показало исследование, в процессе перехода писателя к новому методу начинает изменяться его художественная система воспроизведения типичных явлений действительности.
Об авторе
С. М. ИсуповаРоссия
Рецензия
Для цитирования:
Исупова С.М. Становление реализма как способа художественного постижения действительности в прозе Лажечникова 1840-1860-х годов. Научный диалог. 2019;(11):144-154. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-11-144-154
For citation:
Isupova S.M. Formation of Realism as a Way of Artistic Comprehension of Reality in Lazhechnikov’s Prose of 1840-1860s. Nauchnyi dialog. 2019;(11):144-154. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-11-144-154