Аннотация
Рассматривается формирование государственной политики в области инородческого начального образования во второй половине XIX - начале XX веков на примере Якутской области. Отмечено, что до середины XIX века государство не торопилось развивать систему образования на инородческих окраинах, затем в ходе либеральных реформ 1860-1870-х годов правительство уделило особое внимание инородческому образованию. Сообщается, что всего за рассматриваемый период было принято четыре законодательных документа о просвещении нерусских народов с целью унификации многонациональной школьной системы и их интеграции в общеимперское социальное пространство. На основе архивных документов показано становление и развитие начальных школ в крае. Приведены сведения о количестве школ и численности учащихся. Дана характеристика типов учебных заведений, условия их содержания и деятельности. Определено, что разнообразие типов школ, несогласованность положений и уставов затрудняли руководство ими. Особое внимание уделено территориальному, природно-климатическому факторам, нехватке педагогических кадров, которые имели большое влияние на становление и развитие системы образования в крае. Сделан вывод, что, несмотря на ряд специфических проблем, начальное народное образование в Якутской области развивалось как составная часть общероссийского образовательного процесса.