Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Реализация принципов устойчивого развития в Байкальском регионе: исторические и культурно-образовательные аспекты

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-209-226

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос о реализации отдельных аспектов концепции устойчивого развития как новой цивилизационной парадигмы в условиях Байкальского региона. Авторы рассматривают опыт реализации принципов устойчивого развития в Байкальском регионе с учетом социально-экологических и культурно-образовательных факторов. Актуальность исследования заключается в необходимости выработки новой технологии, способной снизить антропогенное влияние на экосистему самого озера и прибрежной территории. По мнению авторов, наиболее эффективной технологией является реализация принципов «образования для устойчивого развития» (ОУР). Решение ее задач раскрывается через образовательные усилия педагогов по сохранению этнической культуры коренных народов, через развитие гражданственности и патриотизма учащейся молодежи, через развитие межкультурной компетентности личности. Новизна исследования видится в том, что авторский коллектив был одним из основоположников образования для устойчивого развития в республике Бурятия, создания международной сети эколого-ориентированных школ, реализации курсов по ОУР в университете, практической природоохранной деятельности в форме различных грантов и международной коллаборации на протяжении более 25 лет в рамках общественной организации. В данной работе впервые представлена историческая периодизация осуществления принципов устойчивого развития в Байкальском регионе.

Об авторах

И. Г. Актамов
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Россия

Актамов Иннокентий Галималаевич, кандидат педагогических наук, доктор философии (PhD), заведующий лабораторией «Центр переводов с восточных языков» Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН 

Researcher ID F-3233-2017, SPIN-code 2847-2592

Улан-Удэ



Б. Ц. Банзаракцаев
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Россия

Банзаракцаев Баясхалан Цогтоевич, аспирант

Researcher ID ABB-3909-2020, SPIN-code 2637-0671

Улан-Удэ



Н. Ж. Дагбаева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Россия

Дагбаева Нина Жамсуевна,  доктор педагогических наук, профессор

Researcher ID B-3867-2017, SPIN-code 6959-4476

Улан-Удэ

 



Список литературы

1. Актамов И. Г. Специфика формирования экологической ответственности личности в рамках средового подхода / И. Г. Актамов // Образование в интересах устойчивого развития : опыт регионов : сборник статей. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. — С. 6—10.

2. Балханов В. А. Научная картина мира, гуманитаризация и экологизация образования / В. А. Балханов // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе : материалы международной научной конференции. — Улан-Удэ : Изд-во Байкальского института рационального природопользования СО РАН, 1993. — С. 10—15.

3. Бурятия : концептуальные основы стратегии устойчивого развития / Под редакцией Л. В. Потапов, К. Ш. Шагжиев, А. А. Варламов. — Москва : Круглый год, 2000. — 512 с.

4. Дагбаев Э. Д. Средства массовой информации и национально-экологическое сознание / Э. Д. Дагбаев // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе : материалы международной научной конференции. — Улан-Удэ : Издво Байкальского института рационального природопользования СО РАН, 1993. — С. 59—61.

5. Дагбаева Н. Ж. Модели школ экологической направленности в образовательном пространстве Байкальского региона / Н. Ж. Дагбаева. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского государственного университета, 2002. — 142 с. ISBN 5-85213-670-0

6. Дагбаева Н. Ж. Из опыта лучших практик Десятилетия образования для устойчивого развития в российских регионах / Н. Ж. Дагбаева // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 1 (1). — С. 3—7.

7. Дагбаева Н. Ж. Межкультурная коммуникация : опыт взаимодействия студентов России и Восточных приграничных стран / Н. Ж. Дагбаева, Я. С. Самошкина // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 4. — С. 37—40.

8. Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят / С. Г. Жамбалова. — Новосибирск : Издво «Наука», 1991. — 175 с.

9. Идеи устойчивого развития в школе. Отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования / Под редакцией А. Н. Захлебного, Е. Н. Дзятковской. — Москва : Центр «Образование и экология», 2017. — 170 с.

10. Лось В. А. От Стокгольма до Рио-де-Жанейро / В. А. Лось // Вестник РАН. — 1993. —№ 5. — С. 451—455.

11. Лось В. А. Политика устойчивого развития цивилизации : Механизмы управления глобальными процессами / В. А. Лось, А. Я. Касюк. — Москва : МГЛУ, 2012. — 226 с. ISBN: 978-5-88983-538-7

12. Маланов И. А. Становление образовательного пространства в Бурятии с XVIII до начала XX века / И. А. Маланов // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 17—23.

13. Мантатов В. В. Концепция устойчивого развития — основа экологического образования в Байкальском регионе / В. В. Мантатов // Экологическое образование и воспитание. Пути решения проблемы в Байкальском регионе : материалы международной научной конференции. — Улан-Удэ : Изд-во Байкальского института рационального природопользования СО РАН, 1993. — С. 2—10.

14. Намсараев С. Д. Государство и общество вернулись в школу / С. Д. Намсараев // Грани Байкала : эколого-образовательный журнал общественной организации БИЦ «Грань». — 2002. — № 4. — С. 4—6.

15. Образование для устойчивого развития : опыт межкультурного взаимодействия. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета и Nuso-Verlag (Германия), под редакцией Н. Ж. Дагбаевой, Г. Бекера, 2009. — 143 с.

16. Панов В. И. Экологическая психология : Опыт построения методологии / В. И. Панов. — Москва : Наука, 2004. — 197 с.

17. Переход к устойчивому развитию : глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России / под ред. Г. В. Сдасюк и Л. С. Мокрушина. — Москва : Изд-во КМК, 2002. — 444 с. ISBN 5-87317-093-2

18. Урсул А. Д. Концептуальные основы устойчивого развития / А. Д. Урсул, В. А. Лось, Ф. Д. Демидов. — Москва : РАГС, 2003. — 348 с.

19. Урсул А. Д. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития : Проблемы и перспективы / А. Д. Урсул, В. А. Лось. — Москва : Луч, 1994. — 273 с.

20. Халудорова Л. Е. Экологизация содержания дополнительного профессионального образования как актуальная проблема / Л. Е. Халудорова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». — 2018. — № 3. — С. 24—28.

21. Экологическое образование на приозерных территориях : практический опыт и инновационные технологии : материалы международного семинара, под редакцией Э. Д. Дагбаева. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского государственного университета, 2014. — 98 с.


Для цитирования:


Актамов И.Г., Банзаракцаев Б.Ц., Дагбаева Н.Ж. Реализация принципов устойчивого развития в Байкальском регионе: исторические и культурно-образовательные аспекты. Научный диалог. 2020;(12):209-226. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-209-226

For citation:


Aktamov I.G., Banzarakzaev B.Z., Dagbaeva N.Z. Implementation of the Principles of Sustainable Development in the Baikal Region: Historical, Cultural and Educational Aspects. Nauchnyi dialog. 2020;(12):209-226. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-209-226

Просмотров: 220


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)