Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Актуализация рефлексии будущих педагогов и психологов в процессе выполнения интернет-проектов

Аннотация

Представлен теоретический обзор исследований, посвященных понятию «рефлексия» в различных научных и практических контекстах: в профессиональной деятельности, социальной психологии, групповой работе педагога, психолога или тренера. Уделяется внимание эмпирическому исследованию возможностей актуализации рефлексии у студентов педагогического вуза посредством освоения специального учебного модуля «Интернет-проектирование». Автор детально описывает каждый этап интернет-проектирования, организованного в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах во ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ориентировочный, деятельностный и оценочно-рефлексивный). Анализируются периодичность и особенности осуществления рефлексии студентами, выполняющими проекты в сети Интернет. Отмечается, что в процессе реализации студентами интернет-проектов задействуются разные виды рефлексии: ситуативная, перспективная и ретроспективная. Кроме того, автор обращает внимание на значимость позиции преподавателя, организующего интернет-проектирование, характера его общения и стиля сопровождения деятельности студентов. Результаты формирующего эксперимента, проведенного в рамках описываемого в статье исследования с использованием методики определения уровня рефлексивности А. В. Карпова на констатирующем и контрольном этапах работы, позволяют говорить об эффективности интернет-проектирования для актуализации рефлексии у студентов, обучающихся по специальностям «Педагогика» и «Психология».

Об авторе

В. К. Обыденкова
Московский педагогический государственный университет
Россия


Список литературы

1. Алексеев Н. Развитие личности в социальном пространстве / Н. Алексеев // Развитие личности. - 2002. - № 2. - С. 85-102.

2. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2005. - 363 с.

3. Бабич О. М. Формирование учебно-профессиональной субъектности офицеров-воспитателей в процессе обучения в военном вузе : автореферат диссертации … кандидата психологических наук : 19.00.07 / О. М. Бабич. - Курск, 2012. - 23 с.

4. БПС - Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

5. Воинова О. И. Киберонтологический подход в образовании : монография / О. И. Воинова, В. А. Плешаков ; под ред. В. А. Плешакова. - Норильск : НИИ, 2012. - 244 с.

6. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

7. Пьянкова Г. С. Личностная и профессиональная рефлексия : психологический практикум / сост. Г. С. Пьянкова. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. - 125 с.

8. Романова М. В. Профессиональная рефлексия студентов педагогов-психологов : методологический аспект [Электронный ресурс] / М. В. Романова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - Режим доступа : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6091.

9. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. - Москва : Логос, 1996. - 320 с.

10. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности / Г.П. Щедровицкий // Вопросы методологии. - 1994. - № 4. - С. 76-121.


Рецензия

Для цитирования:


Обыденкова В.К. Актуализация рефлексии будущих педагогов и психологов в процессе выполнения интернет-проектов. Научный диалог. 2017;(1):318-327.

For citation:


Obydenkova V.K. Actualization of Reflection of Future Teachers and Psychologists During Internet Projects Making. Nauchnyi dialog. 2017;(1):318-327. (In Russ.)

Просмотров: 310


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)