Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Развитие толерантности у учащихся основной школы в условиях российского инклюзивного образования

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос о развитии толерантности у учащихся основной школы в контексте отечественного инклюзивного образования. Особое внимание уделяется созданию толерантных отношений между одноклассниками. Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Представлены и проанализированы способы развития толерантности, приведённые в шести диссертациях на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Все работы посвящены развитию общей или этнокультурной толерантности. Показано, что ни в одной из них не изучается отношение к подросткам с ограниченными возможностями здоровья, что представляется авторам неожиданным в контексте инклюзивного образования. Кроме того, ни в одной из рассматриваемых диссертаций не уделяется внимания всем классам, входящим в понятие «основная школа» (с 5-го по 9-й). Отмечается, что большинство исследователей предлагают развивать терпимость подростков с помощью проблемных дискуссий. Авторы останавливаются на позиции, что формирование основ толерантности должно происходить в начальной школе, а в 5-9-х классах следует уже заниматься развитием данного качества. Новизна исследования заключается в идее, суть которой состоит в дополнении образовательных стандартов, разрабатываемых для будущих учителей и педагогов-психологов, новой дисциплиной: «Актёрское мастерство в педагогической практике».

Об авторах

И. С. Самохин
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


Д. О. Романов
ГБОУ «Гимназия «Свиблово»
Россия


Список литературы

1. Брехт Б. Теория эпического театра / Б. Брехт // Театр : Пьесы. Статьи. Высказывания : в 5-ти т. - Москва : Искусство, 1965. - Т. 5. -566 с.

2. Климова М. В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / М. В. Климова. - Нижний Новгород, 2011. - 268 с.

3. Климычева Ю. Школе нужен учитель-актёр / Ю. Климычева, О. Парамонов // Амурская правда. - 30.10.2012. - URL: http://www.ampravda.ru/2012/10/30/036736.html.

4. Лемуткина М. Учитель - это прежде всего актёр / М. Лемуткина // MK.ru. - 09.11.2014. - Режим доступа : http://www.mk.ru/social/2014/11/06/uchitel-eto-prezhde-vsego-akter.html.

5. Лихачёва Т. И. Формирование толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Т. И. Лихачёва. - Ставрополь, 2008. - 228 с.

6. Мейерхольд В. Принципы биомеханики / Запись М. М. Коренева, публ. В. Щербакова // Театральная жизнь. - 1990. - № 2 - С. 26-27.

7. Мишучкова М. Ю. Педагогическое обеспечение процесса воспитания толерантности у склонных к агрессивному поведению подростков : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / М. Ю. Мишучкова. - Тверь, 2012. - 312 с.

8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. - Москва : Юрайт, МГППУ, 2011. - 460 с.

9. Платонов Ю. П. Путь к лидерству / Ю. П. Платонов. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 348 с.

10. Самохин И. С. Формирование толерантности у учащихся начальной школы в условиях российского инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. - 2016. - № 12 (60). - С. 401-414.

11. Сивоглазов В. Учитель - это актёр, и художник, и скульптор… / В. Сивоглазов // Учительская газета. - 21.02.2006. - Режим доступа : http://www.ug.ru/archive/12680.

12. Степанов П. В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / П. В. Степанов. - Москва, 2002. - 178 с.

13. Тункина К. А. Воспитание толерантности подростков в поликультурной среде общеобразовательной организации : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / К. А. Тункина. - Киров, 2015. - 226 с.

14. Фришман И. И. Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программ в детском загородном центре / И. И. Фришман // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 4. - С. 8-12.

15. Чигрина А. Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжёлыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции : диссертация … кандидата социологических наук / А. Я. Чигрина. - Нижний Новгород, 2011. - 147 с.

16. Юдина О. И. Формирование этнической толерантности школьников-подростков : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / О. И. Юдина. - Оренбург, 2008. - 271 с.

17. Covey S. The Seven Habits of Highly Effective Teens / S. Covey. - N.Y. : Touchstone, 2014. - 288 p.

18. Steinberg L. Adolescence / L. Steinberg. - 9th edition. - N.Y. : McGraw-Hill, 2011. - 576 p.

19. The interplay of emotional instability, empathy, and coping on prosocial and aggressive behaviors / G. Carlo, M. V. Mestre, M. M. McGinley, P. Samper, A. Tur, D. Sandman // Personality and Individual Differences. - 2012. - № 53 (5). - Pр. 675-680.


Для цитирования:


Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г., Романов Д.О. Развитие толерантности у учащихся основной школы в условиях российского инклюзивного образования. Научный диалог. 2017;(1):328-341.

For citation:


Samokhin I.S., Sokolova N.L., Sergeyeva M.G., Romanov D.O. Development of Tolerance among Secondary School Students in Conditions of Russian Inclusive Education. Nauchnyi dialog. 2017;(1):328-341. (In Russ.)

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)