Английский реформатор Джон Фрит о католическом богословии чистилища
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-3-439-452
Полный текст:
Аннотация
В статье анализируется католическое богословие чистилища и его опровержение в трудах идеологов протестантизма в первой трети XVI столетия. Исследуются сочинения малоизвестного в отечественной историографии английского реформатора Джона Фрита (1503-1533). Показана приверженность Фрита протестантским догматам об оправдании верой и исключительном авторитете Священного Писания. Отмечается, что Фрит, следуя им, отрицал существование чистилища, поскольку оно не может быть подтверждено Священным Писанием, а «очистительный огонь», упоминаемый в новозаветных текстах, он трактовал символически как муки совести и раскаяния. Утверждается, что единственным средством спасения теолог считал веру в искупительную жертву Христа. Делается вывод, что отрицание чистилища закономерно вело Фрита и к опровержению католической практики папских отпустительных грамот и их богословского обоснования, за что он был арестован и приговорен к сожжению. Подчеркивается, что Дж. Фрит называл чистилище «творением» римского понтифика и усматривал сугубо материальные причины возникновения и бытования веры в чистилище. Отмечается, что критика английским реформатором католической веры в чистилище впоследствии нашла отражение в англиканском символе веры.
Об авторах
Т. Г. Чугунова
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия
Л. В. Софронова
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия
А. В. Хазина
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия
Просмотров:
599