Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Глаголы мысли как способ характеристики героя-интеллигента в малой прозе А. П. Чехова и А. И. Куприна

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-88-104

Аннотация

Исследуются глаголы мысли и их роль в характеристике языковой личности героя-интеллигента на материале повестей А. П. Чехова «Моя жизнь» и А. И. Куприна «Молох». Отмечается, что данное исследование позволит провести сопоставительный анализ персонажей с целью выявления типического и индивидуального в их представлениях о мире, в системе их взглядов на мир, в направленности их мыслительного процесса. Актуальность работы определяется обращением к проблеме описания языковой личности в художественном тексте. Новизна исследования состоит в изучении вариаций репрезентации модельной личности героя-интеллигента в русской прозе конца XIX века. В статье используются методы семантического и лингвостилистического анализа, сравнения и описания языковых единиц. В выводах обосновано, что при наличии отличительных черт в мыслительной деятельности героев, а также в принципах построения их речевых стратегий присутствуют общие, типологические свойства, что обусловлено их принадлежностью к одному социальному слою и культурно-исторической эпохе. Авторы считают, что данных героев можно отнести к модельной языковой личности русского интеллигента рубежа XIX—XX веков.

Об авторах

М. А. Дубова
Государственный социально-гуманитарный университет
Россия

Дубова Марина Анатольевна , доктор филологических наук, доцент, кафедра русского языка и литературы

Коломна



В. А. Тамазян
Государственный социально-гуманитарный университет
Россия

Тамазян Валентина Артуровна , аспирант, кафедра русского языка и литературы

Коломна



Список литературы

1. Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов : автореферат диссертации ... доктора филологических наук : 10.02.01 / Г. И. Богин. — Ленинград, 1984. — 31 с.

2. Болдырев Н. Н. Антропоцентрическая сущность языка в его функциях, единицах и категориях / Н. Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2015. — № 1 (42). — С. 5— 12.

3. Волков А. А. Основы филологии. Антропоцентризм, языковая личность и прагмастилистика текста : курс лекций / В. В. Волков. — Москва : Флинта, 2019. — 148 с. — ISBN 978-5-9765-2016-5.

4. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт : становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. — 2001. — № 1. — С. 61—72.

5. Ворожбитова А. А. Теория текста : антропоцентрическое направление : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / А. А. Ворожбитова. — Москва : Высшая школа, 2005. — 367 с. — ISBN 5-06-004942-6.

6. Дубова М. А. Языковая личность героя в рассказе В. Я. Брюсова «В башне» / М. А. Дубова, Н. А. Ларина // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 5 (84). — С. 429—431. — DOI: 10.24411/1991-5497-2020-01020.

7. Дубова М. А. Средства репрезентации пространственного континуума в ранних рассказах И. А. Бунина / М. А. Дубова, Н. А. Ларина // Научный диалог. — 2021. — № 10 (октябрь). — С. 191—213. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-10-191-212.

8. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград : Перемена, 2002. — 477 с. — ISBN 5–88234–552–2.

9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — Москва : ЛИБРОКОМ, 2019. — 264 с. — ISBN 978-5-397-06618-1.

10. Клобукова Л. П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики / Л. П. Клобукова // Язык, сознание, коммуникация : сборник статей / под ред. В. В. Красных, А. И. Изотова. — Москва : Филология, 1997. — Выпуск 1. — С. 70—72.

11. Клюканов И. Э. Языковая личность и интегральные смысловые образования / И. Э. Клюканов // Язык, дискурс и личность. — Тверь : Тверской государственный университет, 1990. — С. 69—73.

12. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. — Москва : Филол. фак. МГУ, 1996. — 245 с. — ISBN 5-89042-018-1.

13. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику : учебное пособие. 9-е изд. / В. А. Маслова. — Москва : Флинта, 2018. — 296 с. — ISBN 978-5-89349-748-9.

14. Стернин И. А. Когнитивная лингвистика / И. А. Стернин, З. Д. Попова. — Москва : АСТ — Восток-Запад, 2007. — 314 с. — ISBN 978-5-17-045103-6.

15. Тамазян В. А. Глаголы памяти в мыслительном дискурсе М. Полознева / В. А. Тамазян // Слово. Словесность. Словесник : Сборник статей 8 Всероссийской с международным участием научно-практическая конференция. — Рязань : Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2022. — С. 43—46. — ISBN 978-5-907568-18-1.

16. Чудаков А. П. Поэтика Чехова / А. П. Чудаков. — Москва : Наука, 1971. — 290 с.

17. Чурилина Л. Н. Языковая личность в художественном тексте : монография. 7 изд., стер. / Л. Н. Чурилина. — Москва : Флинта, 2017. — 239 с. — ISBN 978-5-89349-999-9.


Рецензия

Для цитирования:


Дубова М.А., Тамазян В.А. Глаголы мысли как способ характеристики героя-интеллигента в малой прозе А. П. Чехова и А. И. Куприна. Научный диалог. 2022;11(9):88-104. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-88-104

For citation:


Dubova M.A., Tamazyan V.A. Verbs of Thought as a Way of Characterizing Hero-Intellectual in Short Prose of A. P. Chekhov and A. I. Kuprin. Nauchnyi dialog. 2022;11(9):88-104. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-88-104

Просмотров: 403


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)