Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Лексический портрет устного рассказа : корпусное исследование речи двух поколений носителей русского языка

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-121-138

Аннотация

Статья посвящена количественно-статистическому анализу лексики корпуса устных рассказов по картинкам. Испытуемые — 42 человека,  монолингвальные носители русского языка (представители 15 семей). Цель исследования — выявить и описать лексические параметры, различающие устные рассказы представителей разных поколений. Делается попытка рассмотреть связь этих параметров с формированием у носителей языка представлений о лексической структуре нарратива. Получены следующие результаты. Характер стимульного материала обеспечил примерно равную степень сложности текстов обеих групп, хотя объем активного словаря у родителей значительно превышает объем словаря детей. На уровне отдельных текстов обе группы используют одинаково разнообразную лексику на единицу объема текста. В рассказах детей основная «сюжетная» лексика довольно разнородна, в то время как у родителей наблюдается тенденция к лексической унификации нарратива. В текстах обеих групп локальная отнесенность и направление движения выражены одинаково, что говорит об их «базовой» нарративной функции, не зависящей от возраста испытуемых. Рассказы родителей унифицированы и с точки зрения лексики, показывающей логическое строение нарратива и разные виды семантических отношений в тексте.

Об авторе

М. С. Шишков
Шанхайский университет иностранных языков; Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Шишков Максим Сергеевич – кандидат филологических наук, доцент

ResearcherID: I-4253-2013

Шанхай (Китай); Санкт-Петербург



Список литературы

1. Богданова-Бегларян Н. В. Устная спонтанная речь : судьба некоторых грамматических единиц / Н. В. Богданова-Бегларян // Корпусная лингвистика — 2017 : труды международной конференции, Санкт-Петербург, 27—30 июня 2017 года. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. — С. 134-139.

2. Богданова-Бегларян Н. В. Функционирование некоторых прагматем русской устной речи в коммуникации представителей разных социальных групп / Н. В. Богданова-Бегларян // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2016. — № 2 (34). — С. 38—49. — DOI: 10.17072/2037-6681-2016-2-38-49.

3. Верхозин С. С. О статусе количественных методов в лингвистике / С. С. Верхозин // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 3 (24). — С. 145—150.

4. Захарова Е. Ю. Лексическое разнообразие текста и способы его измерения / Е. Ю. Захарова, О. Ю. Савина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2020. — Т. 6. — № 1 (21). — С. 20—-34. — DOI: 10.21684/2411-197X-2020-6-1-20-34.

5. Корпус русского языка повседневного общения «Один речевой день» (ОРД) : текущее состояние и перспективы / Н. В. Богданова-Бегларян, О. В. Блинова, Г. Я. Мартыненко, Т. Ю. Шерстинова // Труды института русского языка им. В. В. Виноградова. — 2019. — № 21. — С. 100—110.

6. Ляшевская О. Н. Индексы удобочитаемости как мера оценки сложности текста : [Доклад на семинаре НУГ] [Электронный ресурс] — Режим доступа : https://ling.hse.ru/data/2016/12/15/1111563794/Readability%20talk.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

7. Методика определения возраста автора текста на основе метрик удобочитаемости и лексического разнообразия / А. А. Соболев, А. М. Федотова, А. В. Куртукова, А. С. Романов, А. А. Шелупанов // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. — 2022. — Т. 25. — № 2. — С. 45—52. — DOI: 10.21293/1818-0442-2022-25-2-45-52.

8. Психосемантика слова и лингвостатистика текста : Методические рекомендации к спецкурсу / cост. А. П. Варфоломеев ; Калининградский университет. — Калининград : Калининградский государственный университет, 2000. — 37 с.

9. Рассказы о сновидениях : корпусное исследование устного русского дискурса / под ред. А. А. Кибрика и В. И. Подлесской. — Москва : Языки славянских культур, 2009. — 736 с. — ISBN 978-5-9551-0303-7.

10. Рыбанов А. А. Оценка качества текстов электронных средств обучения // Школьные технологии. — 2011. — № 6. — С. 172—174.

11. Севастьянова А. М. Функционирование глаголов движения в речи русскоязычных детей дошкольного возраста (на материале рассказов по картинкам) / А. М. Севастьянова // Проблемы онтолингвистики — 2021 : языковая система ребенка в ситуации одно- и многоязычия : материалы ежегодной Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 13—15 апреля 2021 года. — Санкт-Петербург : Издательство ВВМ, 2021. — С. 165—171.

12. Федорова О. В. Психолингвистические исследования дискурса в полевой лингвистике / О. В. Федорова // Социо- и психолингвистические исследования. — 2016. — Вып. 4. — С. 7-18.

13. Хоэл Т. Нарративы маленьких читателей: модель читателя и реальные читатели / Т. Хоэл // Современное дошкольное образование : теория и практика. — 2016. — № 10 (72). — С. 66—80.

14. “Frog, where are you?” Narratives in children with specific language impairment, early focal brain injury, and Williams syndrome / J. Reilly, M. Losh, U. Bellugi, B. Wulfeck // Brain and Language. — 2004. — Vol. 88. — Iss. 2. — Pp. 229—247. — DOI: 10.1016/S0093-934X(03)00101-9.

15. Baker J. Ch. Pace: A Test of Authorship Based on the Rate at which New Words Enter an Author's Text / J. Ch. Baker // Literary and Linguistic Computing. — 1988. — Vol. 3. — No. 1. — Pp. 36—39.

16. Derivation Of New Readability Formulas (Automated Readability Index, Fog Count And Flesch Reading Ease Formula) For Navy Enlisted Personnel [Electronic resource] / J. P. Kincaid, R. P. Jr. Fishburne, R. L. Rogers, B. S. Chissom ; Institute for Simulation and Training. — 1975. — Vol. 56. — ii, 39 p. — Access mode : https://stars.library.ucf.edu/istlibrary/56 (accessed 23.10.2022).

17. Flesch R. A new readability yardstick / R. Flesch // Journal of Applied Psychology. — 1948. — Vol. 32 (3). — Pp. 221—233. — DOI: 10.1037/h0057532

18. McLaughlin H. SMOG grading — a new readability formula / H. McLaughlin // Journal of Reading. — 1969. — No. 12 (8). — Pp. 639—646.


Рецензия

Для цитирования:


Шишков М.С. Лексический портрет устного рассказа : корпусное исследование речи двух поколений носителей русского языка. Научный диалог. 2022;11(10):121-138. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-121-138

For citation:


Shishkov M.S. Lexical Portrait of an Oral Story: a Corpus Study of Speech of Two Generations of Native Speakers of Russian. Nauchnyi dialog. 2022;11(10):121-138. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-121-138

Просмотров: 321


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)