Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Система приема обучающихся в учреждения среднего образования в Оренбурге во второй половине XIX — начале ХХ веков

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-293-312

Аннотация

Изучаются требования, предъявляемые к уровню подготовки детей, поступающих во второй половине XIX — начале XX века в средние учебные заведения г. Оренбурга. В качестве учебных заведений были выбраны учреждения, подчиненные различным ведомствам — Министерству народного просвещения, Ведомству учреждений императрицы Марии, военному ведомству. Цель — выявление того круга требований, которые предъявлялись к детям привилегированных и городских сословий при поступлении в среднюю школу. Опираясь на многочисленные опубликованные и неопубликованные источники (нормативно-правовые акты, нарративы, материалы статистики, архивные делопроизводственные документы и пр.), авторы изучают необходимые тогда для первоклассников умения и навыки. В итоге исследователи приходят к выводу о достаточно высоком уровне требований, предъявляемых к поступающим. По сравнению с современными первоклассниками, дети, поступающие в учреждения среднего образования, должны были не только уметь читать, писать и считать, но и демонстрировать широкую осведомленность в вопросах мироустройства, знать хотя бы один иностранный язык. Важная роль отводилась знанию Закона Божьего. Значительно выросшие, по сравнению с дореформенной эпохой, требования к поступающим были результатом глобальных трансформаций, происходивших в социально-экономической сфере Российского государства под влиянием Великих реформ Александра II. 

Об авторах

Е. В. Бурлуцкая
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия

Бурлуцкая Елена Вадимовна – доктор исторических наук,  проректор по научной работе 

Оренбург



Е. Н. Абдрахманова
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия

Абдрахманова Екатерина Николаевна – аспирант кафедры истории России

Оренбург



Список литературы

1. Ажигереева З. Г. Дореволюционная женская гимназия в Астрахани как система воспитания девочек : к 150-летию со дня открытия астраханской Мариинской женской гимназии / З. Г. Ажигереева // A posteriori. — 2017. — № 3. — С. 12—14.

2. Болодурин В. С. История становления и развития образования в Оренбуржье (XVIII—XXI вв.) / В. С. Болодурин // Вестник ОГУ. — 2012. — № 5 (141). — С. 32—37.

3. Болодурин В. С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735—1940 годы) / В. С. Болодурин. — Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 2001. — 320 с. — ISBN 5-94529-002-5.

4. Бурлуцкая Е. В. Children in the Composition of the Population of Orenburg according to the Data of the First General Census of the Russian Empire of 1897 (Дети в составе населения Оренбурга, по данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.) / Е. В. Бурлуцкая // Bylye Gody. — 2022. — № 17 (2). — С. 902—921. — DOI: 10.13187/bg.2022.2.902.

5. Варавва М. Ю. Оренбургский Николаевский женский институт во второй половине XIX — начале XX в. / М. Ю. Варавва // Вопросы образования. — 2020. — № 4. — С. 250—272. — DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-250-272.

6. Любичанковский С. В. Организация учебного процесса, управления и финансирования Оренбургской женской гимназии в пореформенный период / С. В. Любичанковский // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2014. — № 2 (10). — С. 113—120.

7. Пономарева В. В. «Оренбургский Николаевский институт для воспитания девиц» — форпост женского образования на востоке России / В. В. Пономарева // Девятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен : сб. ст. международной научно-практической конференции. — Оренбург : Издательство ОГПУ, 2018. — С. 350—353. — ISBN 978-5-85859-675-2.

8. Семенов В. Г. 2-й Оренбургский кадетский корпус. История и судьбы / В. Г. Семенов, В. П. Семенова. — Оренбург : Оренбургское книжное издательство им. Г. П. Донковцева. 2022. — 576 с. — ISBN 978-5-88788-234-5.

9. Семенов В. Г. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус : история в лицах / В. Г. Семенов, В. П. Семенова. — Оренбург : Оренбургское книжное издательство им. Г. П. Донковцева, 2017. — 591 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бурлуцкая Е.В., Абдрахманова Е.Н. Система приема обучающихся в учреждения среднего образования в Оренбурге во второй половине XIX — начале ХХ веков. Научный диалог. 2022;11(10):293-312. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-293-312

For citation:


Burlutskaya E.V., Abdrakhmanova E.N. System of Admission of Students to Institutions of Secondary Education in Orenburg in Second Half of 19th — Early 20th Centuries. Nauchnyi dialog. 2022;11(10):293-312. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-293-312

Просмотров: 355


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)