Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Интерпретации сюжета об Алкесте: от социально-бытовой драмы Еврипида к «пьесе с музыкой в античных ландшафтах» Франца Фюмана

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-2-253-273

Аннотация

Значимость исследования обусловлена необходимостью актуализировать память о личности и творчестве незаслуженно забытого в эпоху объединенной Германии восточногерманского писателя Франца Фюмана. Новизна предлагаемого исследования обусловлена тем, что материалы, свидетельствующие о длительной и кропотливой подготовительной работе по созданию пьесы об Алкесте, и само это произведение, не только не переведены, но и не изучены в отечественной германистике. Отмечается, что вопрос «включенности» художественного сознания в современные средства массовой коммуникации обусловливает поиск новых подходов к рецепции классического наследия. Указывается, что Франц Фюман является одним из наиболее неординарных экспериментаторов в области интерпретации классического материала. Показано, что его драматургическим опытам свойственно психологическое переосмысление традиционных мифологических сюжетов, создание их новых версий, что позволяет увидеть вневременное зерно мифа. Утверждается, что в названном произведении писатель не отходит от постановки животрепещущих тем современности, но возводит их осмысление на более высокий уровень вечных вопросов человечества. Подчеркивается, что в этом контексте не удивительно обращение писателя к традициям античности, прежде всего мифологии. Автор статьи считает, что изучение драматургических опытов Франца Фюмана помогает дополнить новыми фактами картину жанрово-стилевого многообразия его творчества.

Об авторе

Т. А. Шарыпина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Шарыпина Татьяна Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Вланес (Владислав Некляев). Предисловие переводчика [Электронный ресурс] / Вланес // Еврипид. Алкеста. — Режим доступа : https://www.netslova.ru/perevody/euripides.html (дата обращения 24.09.2022).

2. Гаспаров М. Л. Сюжетосложение древнегреческой трагедии / М. Л. Гаспаров // Избранные труды. — Москва : Языки славянских культур, 1997. — Т. 1. — С. 449—482.

3. Манн Т. «Иосиф и его братья». Доклад / Т. Манн // Собрание сочинений : В 10 т. — Москва : ГИХЛ, 1960. — Т. 9. — С. 175.

4. Никольский Б. М. Структура и тема «Алкесты» Еврипида. «История». Электронный научно-образовательный журнал [Электронный ресурс] / Б. М. Никольский. — 2012. — № 8 (16). — Режим доступа : https://history.jes.su/s207987840000443-6-1/ (дата обращения 26.09.2022).

5. Никольский Б. М. «Алкеста» Еврипида : проблема интерпретации / Б. М. Никольский // Индоевропейское языкознание и классическая филология. — 2017. — № 21. — С. 595—628.

6. Овчарова С. В. Миф в творчестве Франца Фюмана : особенности интерпретации : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.03 / С. В. Овчарова. — Екатеринбург, 2009. — 22 с.

7. Цветков Ю. Л. Интерпретация мифа об Алкесте в драме Георга Кайзера «Пожар в оперном Театре» / Ю. Л. Цветков // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 1—2. — С. 259—263.

8. Шарыпина Т. А. Гомеровские мотивы в радиопьесе Франца Фюмана “Тени” / Т. А. Шарыпина // Новое о старом и новом. Часть 2. Зарубежная литературе нового времени. Переводы. Статьи. Комментарии. Хрестоматия для студентов. — Самара : [б. и.], 2002. — С. 228—248.

9. Шарыпина Т. А. Франц Фюман : творческий путь в контексте эпохи [Электронный ресурс] / Т. А. Шарыпина // Новые Российские гуманитарные исследования. — 2011. —№ 6. Литературоведение. — Режим доступа : http://www.nrgumis.ru/articles/archives/fullart.php?aid=317&binnrubrikplarticles=344 (дата обращения 27.09.2022).

10. Шарыпина Т. А. Поэтологические функции авторской модальности в художественной практике Ф. Фюмана и Б. Шлинка / Т. А. Шарыпина // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. — 2022. — Т. 44. — № 1. — С. 81—88.

11. Burnett A. P. Catastrophe Survived : Euripide’s Plays of Mixed Reversal / A. P. Burnett. — Oxford : Clarendon Press, 1971. — 234 p.

12. Burnett A. P. The Virtues of Admetus / A. P. Burnett // Classical Philology. — 1965. — Vol. 60. — № 4. — Pp. 240—255.

13. Buxton R. G. A. Euripide’s Alkestis : Five Aspects of an Interpretation / R. G. A. Buxton. — Oxford : Oxford University Press, 2003. — Pp. 170—186. — ISBN 0198721854.

14. Conacher D. J. Euripidean Drama : Myth, Theme and Structure. Toronto / D. J. Conacher. — London : University of Toronto Press, 1967. — 354 p.

15. Conacher D. J. Euripides. Alcestis / D. J. Conacher. — Warminster : Aris & Phillips, 1988. — 274 p.

16. Dale A. M. Euripides Alcestis / A. M. Dale. — Oxford : Clarendon Press, 1954. — 130 p.

17. Prignitz I. Nachwort / Fühmann F. Alkestis. Stück mit Musik in einem ersten Akt, einem zweiten Akt, zwei dritten Akten und einem Vorspiel, dazu=deliziös-verklärte Varianten zur Hintergrundforschung mythologisch bedingter Träume beziehungsweise Landschaften im Weltbild antiker Dramen oder so. 5 Ostraka-Palimpseste aus dem Kramladen der Antike (in Aquatintamanier) von Heiner Ulrich / I. Prignitz. — Rostock : VEB Hinstorff Verlag, 1989. — S. 109—119. — ISBN 3-356-00222-8

18. Smith W. D. The Ironic Structure in Alcestis / W. D. Smith // Phoenix. — 1960. — № 14. — Pp. 127—145.

19. Verrall A. W. Euripides the Rationalist : a Study in the History of Art and Religion / W. Verrall. — Cambridge : Cambridge University Press, 1895. — 263 p.

20. Von Fritz K. Euripides Alkestis und ihre modernen Nachahmer und Kritiker / K. von Fritz // Antike und moderne Tragödie, neun Abhandlungen. — Berlin : De Gruyter, 1962. — Pp. 27—70.


Рецензия

Для цитирования:


Шарыпина Т.А. Интерпретации сюжета об Алкесте: от социально-бытовой драмы Еврипида к «пьесе с музыкой в античных ландшафтах» Франца Фюмана. Научный диалог. 2023;12(2):253-273. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-2-253-273

For citation:


Sharypina T.A. Interpretations of Plot about Alceste: from Euripide’s Social and Domestic Drama to Franz Fühmann’s “Play with Music in Ancient Landscapes”. Nauchnyi dialog. 2023;12(2):253-273. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-2-253-273

Просмотров: 378


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)