Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Литературная кинематографичность как нарративная стратегия в художественном тексте (на материале заметок Э. Канетти «Голоса Марракеша»)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-3-305-322

Аннотация

Исследуется творчество австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти (1905—1994) в аспекте литературной кинематографичности, указывающей на синтез литературы и кинематографа, в частности, в выборе средств реализации аудиовизуальности в художественном тексте. Исследуемое явление рассматривается на материале книги «Голоса Марракеша. Заметки после одного путешествия» (“Die Stimmen von Marrakesch. Aufzeichnungen nach einer Reise”), в композиции которой использован принцип монтажа, объединивший четырнадцать глав в единое целое. Предпринята попытка выявить своеобразие идиостиля Канетти в ракурсе литературной кинематографичности, что определяет новизну и актуальность проведенного исследования. Авторы исходят из того, что литературная кинематографичность может рассматриваться как нарративная стратегия, включающая в себя не только коммуникацию с читателем, но и «автокоммуникацию» (Ю. М. Лотман). Поднимается вопрос о значимости акустического элемента («акустическая маска») в создании образа чужой культуры, выявляются языковые средства реализации кинематографичности. Методологической основой данной статьи являются исследования отечественных и зарубежных ученых, касающихся как нарративной природы художественного текста, так и литературной кинематографичности.

Об авторах

Е. М. Шастина
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Елабужский институт)
Россия

Шастина Елена Михайловна - доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой филологии.

Елабуга



Ю. К. Казакова
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Елабужский институт)
Россия

Казакова Юлия Константиновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и основ межкультурной коммуникации.

Елабуга



Список литературы

1. Асеева О. А. Феномен литературной кинематографичности в современном литературном процессе / О. А. Асеева // Вестник УлГТУ. - 2010. - № 3 (51). - С. 8—11.

2. Ахриева Л. М. Кинематографичность как способ динамизации повествования в романе Ю. Н. Тынянова «Кюхля» / Л. М. Ахриева // Язык и культура. - 2013. - № 4. - С. 146—150.

3. Бакирова Е. В. Проза Франца Кафки в аспекте кинематографической визуальности : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Е. В. Бакирова. - Санкт-Петербург, 2012. - 30 с.

4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М. М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 1975. - 504 с.

5. Давыденко Е. Н. Поэтика кинематографа в современной литературе (на мате-риале романа И. Макьюэна «Суббота») [Электронный ресурс] / Е. Н. Давыденко, Т. Ю. Осадчая // Филологический аспект : международный научно-практический журнал. - 2020. - № 06 (62). - Режим доступа : https://scipress.ru/philology/articles/poetika-kinematografa-v-sovremennoj-literature-na-materiale-romana-i-makyuena-subbota.html (дата обращения 09.02.2023).

6. Куряев И. Р. Кинематографичность отечественной прозы рубежа XX—XXI веков : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.01 / И. Р. Куряев. - Саранск, 2021. - 23 с.

7. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман. - Таллин : Ээсти Раамат, 1973. - 92 с.

8. Маркова Т. Н. Кинематографические приемы как проявление формотворчества современной прозы / Т. Н. Маркова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 132—136.

9. Мартьянова И. А. Кинематографичность литературного текста (на материале современной русской прозы) / И. А. Мартьянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 136—141.

10. Михайловская Е. В. Литературная кинематографичность российской и британской прозы XX века: сопоставительный аспект (на примере прозы В. М. Шукшина и Г. Грина) / Е. В. Михайловская, И. А. Тортунова // Научный диалог. - 2015. - № 11. - С. 97—118.

11. Можаева Т. Г. Языковые средства реализации кинематографичности в художественном тексте (на материале произведений Г. Грина, Э. Хемингуэя, М. Этвуд) : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.01 / Т. Г. Можаева. - Барнаул, 2006. - 22 с.

12. Немцев М. В. Стилевые приемы кинематографа в литературе русского зарубежья первой волны : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01 / М. В. Немцев. - Москва, 2004. - 162 с.

13. Овчарова Е. Э. Рассуждение о литературной кинематографичности в докинематографическую эпоху [Электронный ресурс] / Е. Э. Овчарова. - Режим доступа : http://www.culturalnet.ru/main/fileex/13 (дата обращения 09.02.2023).

14. Осьмухина О. Ю. Цикл повестей «Смерть на брудершафт» Б. Акунина в аспекте литературной кинематографичности / О. Ю. Осьмухина, И. Р. Куряев // Неофилология. - 2021. - Т. 7, № 25. - С. 102—110.

15. Размашкин И. Ю. Кинематографичноть идиостиля Ю. Тынянова: композиционно-синтаксический аспект : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.01 / И. Ю. Размашкин. - Санкт-Петербург, 2001. - 18 с.

16. Сейбель Н. Э. Дихотомия «своего» и «чужого» в структуре Восточных заметок Ф. Зальтена, Ф. Верфеля, Э. Канетти / Н. Э. Сейбель, Е. М. Шастина // Научный диалог. - 2022. - Т. 11. - № 3. - С. 319—335. - DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-3-319-335.

17. Скляр Н. В. Монтажность композиционного и сюжетного уровней текста современной немецкой автобиографии / Н. В. Скляр // Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - № 3. - С. 29—32.

18. Соколова Е. К. Литературный художественный образ и кинообраз : проблема соотношения и взаимовлияния : на примере киноинтерпретаций романов Ф. М. Достоевского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Е. К. Соколова. - Москва, 2013. - 241 с.

19. Солдаткина Я. В. Литература в звуке, цвете, движении: историко-литературные основы медиасловесности : учебно-методическое пособие / Я. В. Солдаткина. - Москва - Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 265 с. - ISBN 978-5-4475-9960-7.

20. Тарасов А. В. Кинематограф М. А. Булгакова : к проблеме кинематографичности художественного мышления писателя : диссертация ... кандидата культурологических наук : 24.00.01 / А. В. Тарасов. - Шуя, 2006. - 185 с.

21. Тюпа В. И. Нарративная стратегия романа / В. И. Тюпа // Новый филологический вестник. - 2011. - № 3 (18). - С. 8—25.

22. Шастина Е. М. Типизация эпохи в «50 характерах» Элиаса Канетти: к проблеме жанра / Е. М. Шастина // Научный диалог. - 2016. - № 8 (56). - С. 84—96.

23. Шмид М. Нарратология / М. Шмид. - Москва : Языки славянской культуры, 2003. - 312 с. - ISBN 5-94457-082-2.

24. Andreotti M. Die Struktur der modernen Literatur. Neue Wege in der Textinterpretation: Erzählprosa und Lyrik. Mit einem Glossar zu literarischen, linguistischen und philoso-phischen Grundbegriffen. 5. überarb. Aufl. / M. Andreotti. - Bern : Haupt, 2014. - 488 S.

25. Dunz Ch. Erzähltechnik und Verfremdung: die Montagetechnik und Perspektivie-rung in Alfred Döblin „Berlin Alexanderplatz“ und Franz Kafka „Der Verschollene“: Europä-ische Hochschulschriften: Deutsche Sprache und Literatur / Ch. Dunz. - Frankfurt am Main : Peter Lang, 1994. - Band 1458. - 200 S.

26. Durzak M. Zitat und Montage im deutschen Roman der Gegenwart / M. Durzak // Die deutsche Literatur der Gegenwart. Aspekte und Tendenzen. - Stuttgart, 1971 - S. 211—229.

27. Ferguson S. Elias Canetti and Multiculturalism / S. Ferguson // Poetica. - 1997. - № 29 (3/4). - S. 532—595.

28. Göpfert H. G. Zu den «Stimmen von Marrakesch» / H. G. Göpfert // Elias Canettis Anthropologie und Poetik / Stefan, H. Kaszynski (Hrsg.). - München : Carl Hanser Verlag, 1984. - S. 135—150.

29. Görbert J. Poetik und Kulturdiagnostik. Zu Elias Canettis „Die Stimmen von Marrakesch“/ J. Görbert. - St. Ingbert : Röhrig, 2009. - 124 S.

30. Hanuschek S. Elias Canetti. Biographie / S. Hanuschek. - München-Wien : Carl Hanser Verlag, 2005. - 800 S.

31. Murphy H. «Gute Reisende sind herzlos»: Canetti in Marrakesch / H. Murphy // A Companion to the Works of Elias Canetti. - Rochester New York : Camden House, 2004. - S. 157—173.

32. Schmitt K. Poetik der Montage. Figurenkonzeption und Intertextualität in der „Kudrun“ / K. Schmitt // Philologischen Studien und Quellen. - Berlin : Erich Schmidt Verlag, 2002. - Band 174. - 326 S.


Рецензия

Для цитирования:


Шастина Е.М., Казакова Ю.К. Литературная кинематографичность как нарративная стратегия в художественном тексте (на материале заметок Э. Канетти «Голоса Марракеша»). Научный диалог. 2023;12(3):305-322. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-3-305-322

For citation:


Shastina E.M., Kazakova Yu.K. Literary Cinematography as a Narrative Strategy in a Fiction Text (E. Canetti “Voices of Marrakech”). Nauchnyi dialog. 2023;12(3):305-322. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-3-305-322

Просмотров: 480


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)