Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Образовательное планирование (на материале якутского, калмыцкого и карельского языков)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-88-106

Аннотация

Рассматривается один из компонентов языкового планирования — образовательное планирование. Были определены основные элементы и показатели этого вида планирования. Авторы рассматривают вопросы образовательного планирования в трех республиках Российской Федерации. Исследование было проведено на материале калмыцкого, карельского и якутского языков. Целью исследования было проанализировать образовательное планирование как совокупность существующих возможностей для изучения языка. Одной из задач было определение сферы деятельности и направлений деятельности образовательного языкового планирования. Вторая задача — представить обзор образовательного планирования на материале карельского, калмыцкого и якутского языков в синхронии и диахронии. Третьей задачей был анализ образовательного языкового планирования по выделяемым нами критериям и уточнение престижности языков в восприятии говорящих как мотивационного фактора для их изучения, для этого анализируются результаты полевых исследований, проведенных в трех республиках в 2021—2022 годах. В результате исследования были сделаны выводы о том, что этническое самосознание опрошенных находится на высоком уровне, символическая значимость национальных языков высока. Однако отмечается тенденция к сокращению желающих изучать родной (национальный) язык в школьном образовании.

Об авторах

В. Ю. Михальченко
Институт языкознания Российской академии наук
Россия

Михальченко Вида Юозовна - доктор филологических наук, профессор.

Москва



Е. А. Кондрашкина
Институт языкознания Российской академии наук
Россия

Кондрашкина Елена Алексеевна - кандидат филологических наук.

Москва



С. В. Кириленко
Институт языкознания Российской академии наук
Россия

Кириленко Светлана Владимировна - кандидат филологических наук, доцент.

Москва



Список литературы

1. Адучиева А. Б. Калмыцкий язык : проблемы и перспективы / А. Б. Адучиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 12 (42). — Ч. II. — C. 13—15.

2. Алпатов В. М. Языковая политика в современном мире : «одноязычная» и «двуязычная» практики и проблема языковой ассимиляции / В. М. Алпатов // Comparative politics. — 2013. — № 2 (12). — C. 8—28.

3. Биткеева А. Н. Якутский язык в современной системе образования Республики Саха (Якутия) : акторы, дебаты, новые вызовы / А. Н. Биткеева, Н. И. Иванова, М. Я. Каплунова // Научный диалог. — 2022. — № 11 (9). — С. 27—45. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-9-27-45.

4. Иванова Н. И. Социолингвистическая обусловленность функционирования якутского языка в сфере школьного образования : истоки начинающегося кризиса / Н. И. Иванова, В. Н. Никитина, А. Г. Филиппова // Научный диалог. — 2021. — № 10. — С. 65—84. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-10-65-84.

5. Команджаев А. Н. Становление системы школьного образования в Калмыкии во второй половине XIX — начале XX века / А. Н. Команджаев, О. Н. Абеева, Д. В. Амаева // Вестник Калмыцкого университета. — 2017. — № 36 (4). — C. 18—23.

6. Кузнецов С. Н. Языковая политика и языковое планирование [Электронный ресурс] // 2007 — Режим доступа : Языковая политика и языковое планирование (msu.ru) (дата обращения 27.07.23).

7. Мамкина И. Н. Формирование системы общего образования в Якутской области в XIX — начале XX века / И. Н. Мамкина // Вестник РГГУ. — 2016. — № 1. — С. 9—18.

8. Мюллер Д. Тенденции развития обучения на родных языках и обучения родным языкам в Российской Федерации за последние 6 лет (2013—2018) / Д. Мюллер // Перспективы и вызовы языковой политики и языковой ситуации в Крыму. — Москва : Институт языкознания РАН 2019. — С. 25—27. — ISBN 978-5-6041117-8-9.

9. Намруева Л. В. Нужен ли учащейся молодежи Калмыкии калмыцкий язык (по материалам социологических исследований 2015 и 2017 гг.) / Л. В. Намруева // Новые исследования Тувы. — 2018. — № 1. — С. 143—152. — DOI: 10.25178/nit.2018.1.12.

10. Никифорова Е. П. Языковая образовательная политика в Республике Саха (Якутия) / Е. П. Никифорова, Л. П. Борисова // Современные исследования социальных проблем, Modern Research of Social Problems. — 2015. — № 9 (53). — С. 543—552. — DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-42.

11. Новикова А. Д. Особенности управления региональной системой образования (на примере Якутии) / А. Д. Новикова // Наука и школа. — 2012. — № 2. — С. 12—14.

12. Пасанен А. «Языковое гнездо» в процессе возрождения финно-угорских языков: опыт и перспективы / А. Пасанен // Финно–угорский мир. — 2011. — № 2/3. — С. 20—25.

13. Прокопьева М. М. Становление и развитие системы школьного образования в Якутии / М. М. Прокопьева, М. А. Бочкарева // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 5 (66). — С. 65—66.

14. Сартикова Е. В. Народное образование как механизм советской модернизации Калмыкии (20—30-е гг. XX в.) / Е. В. Сартикова // Вестник РУДН, сер. История России. — 2010. — № 4. — С. 145—151.

15. Сартикова Е. В. Этапы развития национальной школы Калмыкии (1993—2003 гг.) / Е. В. Сартикова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2009. — № 2. — С. 42— 46.

16. Селиверстова О. А. К вопросу о дефиниционных различиях понятий «Языковая политика» и «Языковое планирование» в отечественной и зарубежной лингвистике / О. А. Селиверстова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 10. — С. 8—12.

17. Скачкова И. И. Языковая политика и языковое планирование : определение понятий / И. И. Скачкова // Политическая лингвистика. — 2015. — № 1 (51). — С. 126—131.

18. Харчевникова Р.П. Функционирование калмыцкого языка в образовательной сфере / Р. П. Харчевникова, Л. А. Лиджиева // Социолингвистика. — 2021. — № 1 (5). — С. 49—62. — DOI: 10.37892/2713-2951-2021-1-5-49-62.

19. Cooper R. L. Language planning and social change / R. L. Cooper. — Cambridge : Cambridge University Press, 1989. — 216 p. — ISBN 9780511620812.

20. Eastman C. M. Language planning, an introduction / C. M. Eastman. — San Francisco : Chandler and Sharp, 1983. — 276 p. — ISBN ‎978-0883165522.

21. Haugen E. Planning for a standard language in modern Norway / E. Haugen // Anthropological Linguistics. — 1959. — № 1 (3). — Pp. 8—21.

22. Tollefson J. W. Language planning in education / J. W. Tollefson // Language Policy and Political Issues in Education. — Springer Dordrecht. — 2010. — 459 p. — ISBN 978-90-481-9460-5.


Рецензия

Для цитирования:


Михальченко В.Ю., Кондрашкина Е.А., Кириленко С.В. Образовательное планирование (на материале якутского, калмыцкого и карельского языков). Научный диалог. 2023;12(6):88-106. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-88-106

For citation:


Mikhalchenko V.Yu., Kondrashkina E.A., Kirilenko S.V. Educational Planning in Context of Yakut, Kalmyk, and Karelian Languages. Nauchnyi dialog. 2023;12(6):88-106. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-88-106

Просмотров: 268


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)