Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Деятельность Федора Санникова как надзирателя школ Екатеринбурга (1747—1751)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-449-466

Аннотация

Впервые на основе архивных документов изучается деятельность Федора Санникова в должности надзирателя екатеринбургских школ. Отмечается, что ему пришлось исполнять свои обязанности в трудной обстановке, так как между ним и руководством сложились напряженные отношения. Поэтому его предложения, вероятно, намеренно рассматривались долго, с проволочками, или отвергались. Несмотря на недоброжелательное отношение и даже противодействие начальства, Санников приложил все усилия к тому, чтобы модернизировать деятельность школ. В частности, он настаивал на том, чтобы возобновить параллельное обучение учеников ремеслам, как это было введено В. Н. Татищевым согласно документу 1736 года. Санников неоднократно вносил предложения увеличить число учителей арифметической школы, где вел занятия более чем со 100 учащимися. Установлено, что под контролем надзирателя к середине XVIII века в школах Екатеринбурга находилось более 270—280 учащихся, при этом Санников знал о материальном положении, способностях и успехах в учении каждого из них. В условиях роста дороговизны конца 1740-х годов он предлагал обучать учеников ремеслам и разрешать им работать в мастерских во второй половине дня, поскольку казенного жалованья учащихся не хватало на одежду, обувь, еду и многим приходилось просить милостыню. Санников уделял внимание и вопросу обучения детей дворян, которых родители не стремились отдавать в школы.

Об авторе

А. М. Сафронова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Сафронова Алевтина Михайловна - доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения, архивоведения и истории государственного управления.

Екатеринбург



Список литературы

1. Акишин С. Ю. История Екатеринбургской духовной семинарии (1912—1919) : преподавательская корпорация, воспитанники, учебный процесс / С. Ю. Акишин, А. В. Печерин // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2016. — № 3 (15). — С. 33—78.

2. Будрин В. Н. Горнозаводские школы Урала в XVIII и в начале XIX в. / В. Н. Будрин // Материалы 2-й научной конференции по истории Екатеринбурга-Свердловска. — Свердловск : [б. и.], 1950. — С. 45—98.

3. Дашкевич Л. А. «Дневник инородческого миссионера» : жизнь воcпитанников Каслинского башкирского приюта в записках Православного клирика / Л. А. Дашкевич // Уральский исторический вестник. — 2022. — № 3 (76). — С. 161—169. — DOI: 10.30759/1728-9718-2022-3(76)-161-169.

4. Дерябина Ю. В. Горный деятель XVIII века — Иван Ильич Сусоров / Ю. В. Дерябина // Двенадцатые Татищевские чтения : Материалы Всероссийской научно практической конференции, Екатеринбург, 19—20 ноября 2019 года. — Екатеринбург : КВАДРАТ, 2020. — С. 296—300.

5. Козлов А. Г. Творцы науки и техники на Урале XVII — начало XX века. Биографический справочник / А. Г. Козлов. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1981. — 224 с.

6. Корепанов Н. С. Первый век Екатеринбурга / Н. С. Корепанов. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2005. — 274 с.

7. Михащенко А. Л. Зарождение низшего профессионального образования / А. Л. Михащенко // Самоопределение личности. Новые подходы и технологии : материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. Д. Сазонова, Курган, 25 февраля 2005 года. — Курган : Курганский государственный университет, 2005. — С. 58—63. — ISBN 5-86328-782-9.

8. Нечаев М. Г. Пермская модель политехнического образования в период XVIII — первой половины XIX века / М. Г. Нечаев // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. — 2017. — № 2. — С. 83—93. — DOI: 10.15593/perm.kipf/2017.2.11.

9. Сафронова А. М. Вклад В. Н. Татищева в организацию обучения детей дворян и подготовку командных кадров для казенных заводов Урала и Сибири (1734—1739 годы) / А. М. Сафронова // Двенадцатые Татищевские чтения. Материалы Всероссийской научно‑практической конференции. Екатеринбург, 19—20 ноября 2019. — Екатеринбург : ООО “Издательство КВАДРАТ”, 2020. — С. 8—14.

10. Сафронова А. М. Формы профессиональной подготовки учащихся горнозаводских школ Урала в первой половине XVIII в. / А. М. Сафронова // Промышленность Урала в период зарождения и развития капитализма : Сб. науч. трудов. — Свердловск : [б. и.], 1989. — С. 71—86.

11. Цеменкова С. И. Руководители аппарата горнозаводской власти Урала в 20-е — 50-е гг. XVIII в. : биографический справочник / С. И. Цеменкова, А. В. Черноухов. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2022. — 446 с. — ISBN 978-5-00165-567-1.

12. Черноухов Э. А. Концепция обучения Николая Никитича Демидова / Э. А. Черноухов // Историкопедагогические чтения. — 2003. — № 7. — С. 438—443.

13. Ярошенко Ю. Г. Выдающийся металлург, инженер, ученый, педагог Владимир Ефимович Грум-Гржимайло / Ю. Г. Ярошенко, Н. А. Спирин // Творческое наследие В. Е. Грум-Гржимайло: история, современное состояние, будущее : сборник докладов международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения великого русского ученого-металлурга Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло, Екатеринбург, 27—29 марта 2014 года. — Екатеринбург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2014. — Часть 1. — С. 13—23.


Рецензия

Для цитирования:


Сафронова А.М. Деятельность Федора Санникова как надзирателя школ Екатеринбурга (1747—1751). Научный диалог. 2023;12(6):449-466. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-449-466

For citation:


Safronova A.M. Activities of Fedor Sannikov as a Supervisor of Schools in Ekaterinburg (1747—1751). Nauchnyi dialog. 2023;12(6):449-466. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-449-466

Просмотров: 222


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)