Стилистические приемы в демотиваторах периода пандемии COVID-19 и самоизоляции
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-127-148
Аннотация
Изучаются визуальные стилистические средства, используемые в иконическом компоненте демотиваторов периода пандемии и самоизоляции. Утверждается, что значительный воздействующий потенциал иконической составляющей демотиваторов стимулирует их авторов к созданию более выразительных визуальных компонентов. Достижение указанной задачи возможно посредством внедрения стилистических приемов не только в вербальный текст, но и в транслируемое с ним изображение. Отмечено, что наиболее частотным используемым визуальным стилистическим приемом в анализируемом материале является метафора. Воздействующий эффект в рассматриваемых демотиваторах достигался также с помощью присутствия в иконической части визуальной гиперболы, сравнений, аллюзии, контаминации, градации, каламбура, аллегории, параллелизма и антитезы. Выяснено, что стилистические приемы исключительно в иконической части присутствуют в 47 % рассмотренных поликодовых текстов (в 13 % случаев вербальный компонент отсутствовал полностью, в 34 % случаев представленный вербальный текст служил пояснением смысла, отраженного в иллюстрации). 53 % рассматриваемых поликодовых текстов продемонстрировали присутствие стилистических приемов как в иконической, так и вербальной частях. При этом дублирование стилистических приемов в вербальном тексте и в изображении характерно лишь для 33 % исследуемых демотиваторов.
Ключевые слова
Об авторе
О. Ю. ГукосьянцРоссия
Гукосьянц Ольга Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры западноевропейских языков и культур
Пятигорск
Список литературы
1. Анисимова Т. В. Роль визуального компонента в создании стилистических фигур речи на плакатах социальной рекламы / Т. В. Анисимова, С. А. Чубай // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — 2022. — № 2. — С. 192—205. — DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-192-205.
2. Брагина Н. Г. Новые интернет-жанры : демотиватор и «аткрытка» / Н. Г. Брагина // Человек. Сознание. Коммуникации. Интернет. — Материалы VI международной научной конференции «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира», Лёвен, 22—25 мая 2014 года. — Брюссель : Российский центр науки и культуры, 2014. — С. 274—283.
3. Бугаева И. В. Демотиваторы как новый жанр в интернет-коммуникации : жанровые признаки, функции, структура, стилистика / И. В. Бугаева // Стиль. — 2011. — № 10. — С. 147—158.
4. Быльева Д. Семиотика визуальных образов в рекламном плакате / Д. Быльева // Реклама. Теория и практика. — 2005. — № 2. — С. 55—64.
5. Вепрева И. Т. Аксиосфера социального рекламного плаката о коронавирусе в России и Китае / И. Т. Вепрева, Ян Чжибин // Научный диалог. — 2023. — № 12 (2). — С. 102—123. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-2-102-123.
6. Винников В. Демотиваторы : жанр русского фольклора [Электронный ресурс] / В. Винников. — Завтра. — 2010. — № 45 (886). — Режим доступа : http://zavtra.ru/content/view/2010-11-1081 (дата обращения 11.03.2024).
7. Горбачева О. Н. Визуальные стилистические средства в социальной интернет-рекламе, или Зарождение визуальной стилистики текста / О. Н. Горбачева, В. А. Каменева // Политическая лингвистика. — 2014. — № 2 (48). — С. 124—127.
8. Гукосьянц О. Ю. Метафорические переосмысления образа медицинского работника и образа COVID-19 в демотиваторах периода пандемии / О. Ю. Гукосьянц // Научный диалог. — 2023. — № 12 (9). — С. 142—161. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-9-142-161.
9. Давтян А. А. Гиперболизация как творческий прием в рекламной коммуникации / А. А. Давтян // Реклама. Теория и практика. — 2020. — № 4. — С. 308—318.
10. Данилова Ю. Ю. Советские плакаты как средство визуально-вербальной политической агитации / Ю. Ю. Данилова, Д. Р. Нуриева // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 2 (51). — С. 408—411.
11. Донскова Ю. В. Семиотика рекламы вакцинации в медиадискурсе / Ю. В. Донскова, А. Д. Курилова, О. А. Махно // Научный диалог. — 2023. — № 12 (7). — С. 83—101. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-7-83-101.
12. Каменева В. А. Визуальная стилистика (на материале рекламного текста) / В. А. Каменева, Н. В. Рабкина, О. Н. Горбачева. // Политическая лингвистика. — 2022. — № 5 (95). — С. 199—207. — DOI: 10.26170/1999-2629_2022_05_21.
13. Каменева В. А. Глобальная социальная интернет-реклама. Воздействующий потенциал визуального олицетворения и овеществления в социальной интернет-рекламе / В. А. Каменева, О. Н. Горбачева // Политическая лингвистика. — 2015. — № 2 (52). — С. 144—149.
14. Лутовинова О. В. Демотиватор как вид сетевого творчества / О. В. Лутовинова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. — 2016. — № 3 (15). — С. 28—36. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2016.3.3.
15. Салимова О. А. Демотиватор как жанр современного фольклора / О. А. Салимова // Вестник научных конференций. — 2021. — № 6—2 (70). — С. 70—72.
16. Сурикова Т. И. Демотиватор в медиадискурсе: границы и свойства жанра / Т. И. Сурикова // Медиалингвистика. — 2020. — Т. 7. — № 1. — С. 29—50. — DOI: 10.21638/spbu22.2020.103.
17. Сурикова Т. И. Демотиватор и мотиватор как жанры медиадискурса : взгляд лингвиста / Т. И. Сурикова // Дизайн СМИ : тренды XXI века. — 2019. — № 4. — С. 271—281.
18. Теория метафоры : сборник : пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой ; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — Москва : Прогресс, 1990. — 512 с. — ISBN 5-01-001599-4.
19. Терских М. В. Специфика метафоризации в современном рекламном дискурсе : визуальный компонент / М. В. Терских, М. Г. Павчун // Лингвокультурология. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2014. — Выпуск 8. — С. 164—167.
20. Уварова Е. А. Иконический компонент поликодового медиатекста и его стилистический потенциал / Е. А. Уварова // Преподаватель XXI век. — 2020. — № 2—2. — С. 380—392. — DOI: 10.31862/2073-9613-2020-2-380-392.
21. Ухова Л. В. Демотивационный постер как жанр современной интернет-коммуникации / Л. В. Ухова // Modern linguistic systems as instruments of the reality transformation / Pavlov V. V. (Ch. ed.). — Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the LXXVI International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Philological sciences, London, February 20 — February 25, 2014. — London : International Academy of Science and Higher Education, 2014. — С. 54—59.
22. Щурина Ю. В. Демотиватор как комический речевой жанр интернет-коммуникации / Ю. В. Щурина // Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал. — Материалы I международной научной конференции. Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация лингвистов- когнитологов», Алтайское региональное отделение ; Алтайская государственная педагогическая академия, Лингвистический институт, Барнаул, 05—07 октября 2011 года. — Барнаул : Изд-во Алтайского гос. пед. ун-та, 2012. — С. 405—407.
23. Bolognesi M. Conceptual metaphors and metaphorical expressions in images / M. Bolognesi // Cognitive modelling in language and discourse across cultures. — Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2017. — Pp. 367—383.
24. Forceville Ch. Pictorial metaphor in advertising / Ch. Forceville. — London, New York : Routledge, 1996. — 233 p. — ISBN 0-415-12868-4.
25. Yus F. Visual metaphor versus verbal metaphor : a unified account / F. Yus. — Berlin, New York : Mouton de Gruyter, 2009. — Pp. 147—172.
Рецензия
Для цитирования:
Гукосьянц О.Ю. Стилистические приемы в демотиваторах периода пандемии COVID-19 и самоизоляции. Научный диалог. 2024;13(3):127-148. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-127-148
For citation:
Gukosyants O.Yu. Stylistic Techniques in Demotivational Posters During COVID-19 Pandemic and Self-Isolation Period. Nauchnyi dialog. 2024;13(3):127-148. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-127-148