Русский язык в педагогическом дискурсе полилингвального социума (на материале учебников для школ с русским языком обучения Республики Казахстан)
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-107-124
Аннотация
В статье представлены результаты анализа учебных текстов, предназначенных для школ с русским языком обучения в Республике Казахстан. Выдвигается предположение о специфике языка обучения в условиях полиязычного социума. Обоснование гипотезы осуществляется в рамках концепции институциональных дискурсов. Предлагается методика анализа, включающая собственно лингвистические, социолингвистические и лингводидактические параметры. Возможности методики демонстрируются на примере учебников по дисциплинам предметных областей «Математика и информатика» и «Естествознание». В ходе анализа выясняется, что, с одной стороны, учебные тексты способствуют развитию языковой, речевой, лингвистической компетенций ученика, русский язык как язык обучения используется корректно, обучение способствует развитию языковой личности. С другой стороны, учебные тексты насыщены паралингвистическими и языковыми единицами, которые соотносятся с национальной культурой Казахстана. Отмечается, что русский язык учебных текстов становится средством социализации агента педагогического дискурса как гражданина современного Казахстана, но не средством погружения в мир русской культуры. Сделан вывод о том, что подобная амбивалентность отвечает специфике полиязычного социума и, в частности, принципам государственной языковой политики, но требует дополнительных усилий для освоения культуры языка.
Об авторе
Н. Д. ФедяеваРоссия
Федяева Наталья Дмитриевна, доктор филологических наук, доцент, кафедра русского языка и лингводидактики
Омск
Список литературы
1. Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) / Е. Е. Анисимова // Вопросы языкознания. — 1992. — № 1. — С. 71—78.
2. Багиян А. Ю. Основные тенденции развития современного педагогического дискурса (на материале английского языка) / А. Ю. Багиян, Т. А. Ширяева, Ю. А. Черноусова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 13. — № 11. — С. 151—156. — DOI: 10.30853/filnauki.2020.11.31.
3. Болдырев Н. Н. О формировании социокультурной специфики дискурса / Н. Н. Болдырев, О. Г. Дубровская // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2015. — № 3 (44). — С. 14—25.
4. Вагенляйтнер Н. В. Функционирование русского языка в сетевом пространстве университетов Республики Казахстан по данным контент-анализа / Н. В. Вагенляйтнер // Казанская наука. — 2023. — № 12. — С. 180—182.
5. Гридина Т. А. «Через язык открывается дитяти сознание «соотношение вербального и предметного кодов в детской картине мира / Т. А. Гридина // Филологический класс. — 2018. — № 2 (52). — С. 64—69. — DOI: 10.26710/fk18-02-11.
6. Жаркынбекова Ш. К. Научный дискурс и лингвистические стратегии в Казахстане : новые приоритеты и вызовы в условиях интернационализации / Ш. К. Жаркынбекова, В. Е. Чернявская // Общество. Коммуникация. Образование. — 2021. — Т. 12. — № 3. — С. 59—69. — DOI: 10.18721/JHSS.12305.
7. Зима М. Г. К вопросу проблемы внедрения трехъязычия в образовательный процесс вузов в Казахстане / М. Г. Зима // Вестник Челябинского государственного университета. — 2018. — № 4 (414). — С. 78—88.
8. Кажигалиева Г. А. О преподавании русского языка в рамках казахстанского дискурса / Г. А. Кажигалиева, А. Н. Шманова // Педагогический журнал Башкортостана. — 2011. — № 2 (33). — С. 138—143.
9. Карасик В. И. Характеристики педагогического дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность : аспекты лингвистики и лингводидактики : Сборник научных трудов / Редакционная коллегия : В. К. Андреева, В. И. Карасик, Е. В. Мещерякова, О. В. Коротеева. — Волгоград : Издательство ВГПУ «Перемена», 1999. — С. 3—18.
10. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В. В. Красных. — Москва : ИТДГК «Гнозис», 2002. — 284 с. — ISBN 5-94244-009-3.
11. Лапошина А. Н. Текстометр : онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному / А. Н. Лапошина, М. Ю. Лебедева // Русистика. — 2021. — Т. 19. — № 3. — C. 331—345. — DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-3-331-345.
12. Мальцева С. М. Современное образование как способ формирования коллективного мышления / С. М. Мальцева, С. В. Булганина, А. Е. Булганина, А. С. Солдатова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8. — № 4 (29). — С. 138—140. — DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0029.
13. Некрасова Е. Ю. Стратегичность педагогического дискурса преподавателя русского языка как иностранного / Е. Ю. Некрасова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т. 12. — № 4. — С. 1—10.
14. Нерсесян Г. Р. Научно-популярный педагогический дискурс : системообразующие характеристики и признаки (на материале английского языка) / Г. Р. Нерсесян // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия : Гуманитарные науки. — 2021. — № 03/2. — С. 152—156. — DOI: 10.37882/2223-2982.2021.03-2.28.
15. Татыева Ж. Дискурс анализ организационной идентичности представленного педагогическими вузами Казахстана / Ж. Татыева, А. Загидулина // Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Филологические науки». — 2021. — № 1 (71). — С. 635—640. — DOI: https://doi.org/10.51889/2020-1.1728-7804.107.
16. Шишлова Е. Э. Скрытое содержание профессионального языкового образования в социокультурном измерении / Е. Э. Шишлова, И. А. Курицын // Интеграция образования. — 2017. — Т. 21. — № 4. — С. 709—722. — DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.709-722.
Рецензия
Для цитирования:
Федяева Н.Д. Русский язык в педагогическом дискурсе полилингвального социума (на материале учебников для школ с русским языком обучения Республики Казахстан). Научный диалог. 2024;13(10):107-124. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-107-124
For citation:
Fedyaeva N.D. Russian in Pedagogical Discourse of a Multilingual Society: Textbooks for Russian-Language Schools in Republic of Kazakhstan. Nauchnyi dialog. 2024;13(10):107-124. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-107-124