Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Оценочное восприятие мемов молодежной интернет-аудиторией: пилотный психолингвистический эксперимент

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-208-229

Аннотация

Изучается оценочное восприятие мемов и демотиваторов молодежной интернет-аудиторией в рамках пилотного психолингвистического эксперимента. Выявляется специфика оценочных мнений, вербальных реакций и составляющих данных поликодовых текстов, способных привлекать внимание. Анкетирование проводилось с использованием интернет-сервиса Yandex Forms. Испытуемыми выступили студенты в возрастной группе 18—22 лет в количестве 100 человек. В качестве стимульного материала использовались гетерогенные поликодовые тексты со статичным изображением в количестве 26 мемов и демотиваторов. Полученные результаты и статистические данные свидетельствуют о неоднозначности их оценочного восприятия и широте преференций испытуемых. Анализ оценочных мнений показывает, что предпочтение молодежной аудитории в большей степени отдается, в первую очередь, комичным, современным, оригинальным поликодовым текстам, точно отражающим жизненные реалии, в том числе связанные с социальным статусом испытуемых. Сообщается, что противоположную реакцию вызывали неактуальные, устаревшие мемы в плане формы и содержания, представляющиеся им несмешными и глупыми, противоречащие их взглядам. Также устанавливаются особенности оценочного восприятия и интерпретации элементов содержания мемов испытуемыми: вариативность в распределении интереса; поляризация мнений и оценок в отношении одного и того же элемента содержания; влияние индивидуальных предпочтений и личного опыта и др.

Об авторах

М. Н. Лату
Пятигорский государственный университет
Россия

Лату Максим Николаевич, кандидат филологических наук, профессор кафедры западноевропейских языков и культур, ведущий научный сотрудник

Пятигорск



Н. А. Князев
Пятигорский государственный университет
Россия

Князев Николай Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры экспериментальной лингвистики и межкультурной компетенции

Пятигорск



Список литературы

1. Александрова О. И. Конструирование и интерпретация мемов : смех против паники / О. И. Александрова, А. С. Борисова, С. А. Москвичева // Когнитивные исследования языка. — 2024. — № 1—2 (57). — С. 374—379.

2. Алимурадов О. А. Функциональный потенциал поликодового текста в городском пространстве : лингвосемиотический аспект / О. А. Алимурадов, М. А. Горбунова // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 10. — С. 142—165. — DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-10-142-165.

3. Болдырев Н. Н. Сравнительные конструкции как механизм вторичной интерпретации знаний о мире / Н. Н. Болдырев, Е. Д. Блохина // Журнал Сибирского федерального университета. Серия : Гуманитарные науки. — 2022. — № 15 (11). — С. 1713— 1722. — DOI: 10.17516/1997-1370-0946.

4. Бородавко Л. Т. Психологическое исследование поликодового текста противоправной направленности : логико-семантический и послойный методы / Л. Т. Бородавко, Н. Н. Силкин, В. А. Корзунин // Российский девиантологический журнал. — 2024. — № 4 (3). — С. 382—393. — DOI: 10.35750/2713-0622-2024-3-382-393.

5. Валуев И. А. Особенности восприятия англоязычных Интернет-мемов коронавирусной тематики : экспериментальное исследование / И. А. Валуев // в многомерном пространстве современной лингвистики : Сборник работ молодых ученых. — Москва : Р. Валент, 2023. — Выпуск 3. — С. 20—26. — ISBN 978-5-93439-649-8.

6. Горбатов Д. С. Новостные интернет-мемы с политическим подтекстом в восприятии молодежи / Д. С. Горбатов, П. Ю. Гурушкин // Век информации (сетевое издание). — 2021. — Т. 5. — № 1 (14). — С. 47—60. — DOI: 10.33941/age-info.com51(14)10.

7. Гукосьянц О. Ю. Метафорические переосмысления образа медицинского работника и образа COVID-19 в демотиваторах периода пандемии / О. Ю. Гукосьянц // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 9. — С. 142—161. — DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-142-161.

8. Гукосьянц О. Ю. Предупреждение конфликта в сети Интернет в ситуации распространения коронавирусной инфекции (результаты опроса респондентов) / О. Ю. Гукосьянц // Научный диалог. — 2024. — Т. 13. — № 1. — С. 141—158. — DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-1-141-158.

9. Денисова Г. В. Глава 16. Психологические и этнокультурные особенности восприятия молодежной аудиторией в России и Китае интернет-мемов на тему COVID-19 / Г. В. Денисова, Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. — Москва : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Издательский Дом (типография), 2021. — С. 383—401.

10. Захаров Р. И. Деталь изображения в поликодовом тексте макро-мема как лингвосемиотический механизм формирования оценочности / Р. И. Захаров // Коммуникативные исследования. — 2024. — Т. 11. — № 1. — С. 89—103. — DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-9-162-183.

11. Куницына О. М. Особенности построения и восприятия поликодовых текстов в современной коммуникации / О. М. Куницына // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. — 2020 — № 9 (838). — С. 69—82.

12. Лату М. Н. Моделирование статического поликодового текста посредством сетевого анализа (демотиватор, посвященный проблемам самоизоляции) / М. Н. Лату, А. А. Левит, М. Б. Гаврилова // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 3. — С. 62— 77. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-3-62-77.

13. Максимова С. А. Новостной мем как интернет-жанр / С. А. Максимова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2019. — № 5 (202). — С. 95—101. — DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-95-101.

14. Нежура Е. А. Интерсемиотическая проксонимия в поликодовых рекламных текстах : экспериментальное исследование / Е. А. Нежура // Вопросы психолингвистики. — 2011 — № 14. — С. 128—137.

15. Савицкий А. С. Интернет-мемы и интеллект : рекапитуляция пиктографической письменности? / А. С. Савицкий, А. Н. Харитонов, К. И. Ананьева // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. — Москва : Институт психологии РАН, 2020. — С. 1491—1499.

16. Сложность восприятия демотиваторов и мемов : экспериментальное исследование / А. В. Горбачева, А. А. Берлин Хенис, А. Н. Пучкова, М. А. Осадчий // Вестник ВолГУ. Серия 2 : Языкознание. — 2021. — Т. 20. — № 2. — С. 74—86. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.7.

17. Тимошина С. В. Языковая игра в жанре интернет-мема : проблема считываемости / С. В. Тимошина // Linguistica Juvenis. — 2023. — № 25. — С. 183—194.

18. Фрумкина Р. М. Психолингвистика : что мы делаем, когда говорим и думаем / Р. М. Фрумкина. — Москва : ГУ ВШЭ, 2004. — 24 с.

19. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность / под ред. Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич. — Ленинград : Наука, 1974. — С. 24—39.

20. Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблема типологии / Ю. В. Щурина // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2014. — № 6 (59). — С. 85—89.

21. Davison P. The language of internet memes / P. Davison // The Social Media Reader. — 2009. — Pp. 120—134.

22. Grundlingh L. Memes as Speech Acts / L. Grundlingh // Social Semiotics. — 2017. — Vol. 28 (2). — Pp. 1—22.

23. Wiggins B. E. Memes as genre : A structurational analysis of the memescape / B. E. Wiggins, G. B. Bowers // New Media & Society. — 2014. — Vol. 1 (21). — Pp. 1—21.


Рецензия

Для цитирования:


Лату М.Н., Князев Н.А. Оценочное восприятие мемов молодежной интернет-аудиторией: пилотный психолингвистический эксперимент. Научный диалог. 2024;13(10):208-229. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-208-229

For citation:


Latu M.N., Knyazev N.A. Evaluative Perception of Memes Among Youth Internet Audiences: A Pilot Psycholinguistic Experiment. Nauchnyi dialog. 2024;13(10):208-229. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-208-229

Просмотров: 1075


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)