Система высшего образования в Королевстве Саудовская Аравия во второй половине XX — XXI веке
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-311-336
Аннотация
Рассматриваются достижения, проблемы, особенности и перспективы развития системы высшего образования Королевства Саудовская Аравия, в том числе в перспективе сотрудничества с Российской Федерацией. Изучены деятельность, структура и организация образовательного процесса в трёх ведущих вузах Королевства Саудовская Аравия: Университете Короля Сауда (King Saud University (KSU)), Университете Короля Абд ал-‘Азиза (King Abdulaziz University (KAU)), Университете нефти и полезных ископаемых Короля Фахда (King Fahd University of Petroleum and Minerals (KFUPM)). Выполнен анализ документов, опеделяющих перспективы сотрудничества КСА и РФ в тех областях, которые представляют взаимный интерес, значимой частью которых является высшее образование. Приводятся данные крупнейших международных рейтинговых агентств: Academic Ranking of World Universities, QS World University Rankings, Times Higher Education World University Rankings, Webometrics Ranking of World Universities. Охарактеризована структура ведущих университетов Королевства, источники их финансирования и особенности корпоративной культуры. Особое внимание уделяется направлениям развития этих университетов, их научным и образовательным проектам, их привлекательности и для саудовцев, и для иностранных преподавателей и студентов. На основе изучения опыта взаимодействия органов власти Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия, их официальных заявлений показаны перспективные направления взаимодействия образовательных систем государств.
Об авторе
В. В. АхмадуллинРоссия
Ахмадуллин Вячеслав Вячеславович, кандидат политических наук, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований
Москва
Список литературы
1. Аламри Р. Т. Повышение социальной роли женщины в Саудовской Аравии и ее влияние на управление бизнесом / Р. Т. Аламри // Социально-гуманитарные знания : взгляд молодых исследователей : материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции / под общей редакцией М. М. Мусарского, Е. А. Омельченко, А. А. Шевцова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. — С. 198—205.
2. Аль-Джарф Р. С. Интеллектуальная собственность в онлайн и дистанционном обучении в университетах Саудовской Аравии / Р. Аль-Джарф // Арабистика Евразии. — 2021. — № 16. — С. 68—94.
3. Глазунов О. Н. Особенности и приоритеты формирования современной образовательной политики Королевства Саудовская Аравия / О. Н. Глазунов, М. Ю. Терехова // Общество : политика, экономика, право. — 2019. — № 12 (77). — С. 12—16.
4. Косач Г. Г. «Видение : 2030» Саудовские реформы / Г. Г. Косач // Россия и мусульманский мир. — 2017. — № 6 (300). — С. 107—123.
5. Косач Г. Г. Саудовская Аравия: образование, социальная трансформация, власть / Г. Г. Косач // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения — 2010. — С. 77—85.
6. Косач Г. Г. Саудовская Аравия : Трансформация власти и политики / Г. Г. Косач // Мировая экономика и международные отношения. — 2019. —Т. 63. — № 4. — С. 59—67.
7. Кхтани М. О. А. Индекс развития человека как показатель результатов социального развития Королевства Саудовская Аравия / М. О. А. Кхтани // Власть. — 2012. — № 8. — С. 136—140.
8. Лукичев Г. А. Развитие высшего образования в арабских странах (аналитический обзор) / Г. А. Лукичев // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2008. — № 4. — С. 49—53.
9. Сулейманова А. Р. Развитие системы образования Королевства Саудовской Аравии как фактор внутренней политики государства / А. Р. Сулейманова // Journal of Economy and Business. — 2022. — Vol. 1-1 (83). — С. 208—213.
10. Сулейманова А. Р. Система образования во внутренней политике Египта / А. Р. Сулейманова // Spirit time. — 2021. — № 10 (46). — С. 23—25.
11. Успенская Н. А. Высшее образование в арабских странах: прошлое и настоящее / Н. А. Успенская // Вестник МГИМО Университета. — 2014. — № 2 (35). — С. 307—312.
12. Хачатурян А. А. Безработица и другие социальные угрозы цифровой экономики / А. А. Хачатурян // Проблемы прогнозирования. — 2021. — № 3. — С. 103—115.
13. Чупова А. А. Женское образование в арабских странах / А. А. Чупова, С. Н. Турк // Colloquium-Journal. — 2019. — № 8—6 (32). — С. 46—47.
14. Alkhazim A. M. Higher Education in Saudi Arabia: Challenges, Solutions, and Opportunities Missed / A. M. Alkhazim // Higher Education Policy. — 2003. — № 16. — Pp. 479—486.
15. An investigation of the educational challenges during COVID-19 : A case study of Saudi students’ experience / A. Ali, R. M. Ishtiaq Khan, T. Kumar, M. Shahbaz, A. Alourani // European Journal of Educational Research. — 2022. — Vol. 11(1). — Pp. 353— 363.
16. Dr. Faisal Bin Shabib Mosleet Alsubaie. A Study on the Role of Universities in Saudi Arabia in Empowering Women Educationally / Dr. Faisal Bin Shabib Mosleet Alsubaie // Journal for Educators, Teachers and Trainers. — 2022. — Vol. 13 (6). — Pp. 620—629.
Рецензия
Для цитирования:
Ахмадуллин В.В. Система высшего образования в Королевстве Саудовская Аравия во второй половине XX — XXI веке. Научный диалог. 2024;13(10):311-336. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-311-336
For citation:
Akhmadullin V.V. Higher Education System in Kingdom of Saudi Arabia in Second Half of 20th Century and 21st Century. Nauchnyi dialog. 2024;13(10):311-336. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-10-311-336