Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Имя собственное в пространстве учебного текста по арабскому языку как иностранному

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-1-137-156

Аннотация

Исследуется национальная картина мира, которая репрезентируется именами собственными в учебных текстах по арабскому языку как иностранному. Цель работы — изучить этнокультурную семантику и прагматику имени собственного в процессе освоения арабского языка. Для анализа 910 онимов, извлеченных из учебных текстов, применяются описательный, линейно-сопоставительный методы, приемы контекстуального, компонентного и функционально-стилистического анализа. Выделено 9 микрогрупп имен собственных, которые отражают важные для арабов реалии и касаются как обозначения физических объектов мира (людей, их локаций), так и духовной составляющей (верований, традиций еды, проведения праздников и др.). Приводятся статистические данные. Так, удельный вес употребления антропонимов в учебных текстах составляет 60 %, что обусловлено изучением норм речевого этикета в арабской культуре; использование топонимов составляет 18 %, что соответствует необходимому лингвострановедческому аспекту в изучении иностранного языка; 10 % от всего корпуса составляют религиозные ономастические единицы, отсылающие к этическим принципам исламской культуры. Авторы выявили, что для воссоздания образа страны изучаемого языка онимы играют ключевую роль, поэтому необходимо следовать ряду принципов в их отборе: частотности, прецедентности, положительной коннотации, символичности, соответствию принципам исламской культуры.

Об авторах

Ю. С. Черных
Тюменский государственный медицинский университет
Россия

Черных Юлиана Станиславовна - кафедра русского языка как иностранного.

Тюмень



О. В. Макарова
Тюменский государственный медицинский университет
Россия

Макарова Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка как иностранного.

Тюмень



Список литературы

1. Аль-Фузан А. И. Арабский язык в ваших руках / А. И. Аль-Фузан, М. Х. Аль-Тахир, М. А. Фадл. — Королевство Саудовская Аравия, Эр-Риад : Каталог Национальной библиотеки короля Фахда, 2014. — Ч. А1. — 285 с. (د.عبدالرحمن بن إبراهيم الفوزان، د.مختار الطاهر حسين، محمد عبدالخالق محمد فضل،كتاب العربية بين يديك الإصدار الأول الجزء الاول الوحدات(١-٨،فهرسة مكتبة الملك فهد الوطنية أثناء النشر، الرياض المملكة العربية السعودية،٢٠١٤م،٢٨٥ص).

2. Аль-Фузан А. И. Арабский язык в ваших руках / А. И. Аль-Фузан, М. Х. Аль-Тахир, М. А. Фадл. — Королевство Саудовская Аравия, Эр-Риад : Каталог Национальной библиотеки короля Фахда, 2014. — Ч. А2. — 285 с. (د.عبدالرحمن بن إبراهيم الفوزان، د.مختار الطاهر حسين، محمد عبدالخالق محمد فضل،كتاب العربية بين يديك الإصدار الأول الجزء الثاني الوحدات(٩-١٦)،فهرسة مكتبة الملك فهد الوطنية أثناء النشر، الرياض المملكة العربية السعودية،٢٠١٤م،٢٨٥ص).

3. Аль-Фузан А. И. Арабский язык в ваших руках / А. И. Аль-Фузан, М. Х. Аль-Тахир, М. А. Фадл. — Королевство Саудовская Аравия, Эр-Риад : Каталог Национальной библиотеки короля Фахда, 2014. — Ч. В1. — 285 с. (د.عبدالرحمن بن إبراهيم الفوزان، د.مختار الطاهر حسين، محمد عبدالخالق محمد فضل،كتاب العربية بين يديك الإصدار الثاني الجزء الأول الوحدات(١-٨)،فهرسة مكتبة الملك فهد الوطنية أثناء النشر، الرياض المملكة العربية السعودية،٢٠١٤م،٢٨٥ص).

4. Аль-Фузан А. И. Арабский язык в ваших руках / А. И. Аль-Фузан, М. Х. Аль-Тахир, М. А. Фадл. — Королевство Саудовская Аравия, Эр-Риад : Каталог Национальной библиотеки короля Фахда, 2014. — Ч. В2. — 257 с. (د.عبدالرحمن بن إبراهيم الفوزان، د.مختار الطاهر حسين، محمد عبدالخالق محمد فضل،كتاب العربية بين يديك الإصدار الثاني الجزء الثاني الوحدات(٩-١٦)،فهرسة مكتبة الملك فهد الوطنية أثناء النشر، الرياض المملكة العربية السعودية،٢٠١٤م،٢٥٧ص).

5. Аль-Фузан А. И. Арабская книга в руках наших детей / А. И. Аль-Фузан, М. А. Аль-Шейх. — Королевство Саудовская Аравия, Эр-Риад : Каталог Национальной библиотеки короля Фахда, 2018. — Ч. 1. — 84 с. (د.عبدالرحمن بن إبراهيم الفوزان، د.محمد بن عبدالرحمن آل الشيخ ،كتاب العربية بين يدي أولادنا الجزء الاول،فهرسة مكتبة الملك فهد الوطنية أثناء النشر، الرياض المملكة العربية السعودية، ٢٠١٨م،٨٤ص).

6. Аль-Фузан А. И. Арабская книга в руках наших детей / А. И. Аль-Фузан, М. А. Аль-Шейх. — Королевство Саудовская Аравия, Эр-Риад : Каталог Национальной библиотеки короля Фахда, 2018. — Ч. 2. — 84 с. (د.عبدالرحمن بن إبراهيم الفوزان، د.محمد بن عبدالرحمن آل الشيخ ،كتاب العربية بين يدي أولادنا الجزء الاول،فهرسة مكتبة الملك فهد الوطنية أثناء النشر، الرياض المملكة العربية السعودية، ٢٠١٨م،٨٤ص).

7. Маджали Ф. Уроки арабского языка / Ф. Маджали, Мансур. — Лондон : [б. и.], 1977. — 186 с. (لدكتور فؤاد مجلي، البروفيسور منصور،دروس في العربية، , London, 1977. 186 p.)

8. Салам М. Г. Арабский язык для взрослых / М. Г. Салам. — Египет : [б. и.], 2016. — 223 с. (لأستاذ محمد جمال سلام ، كتاب العربية للكبار، مصر، ٢٠١٦م،٢٢٣ص).

9. Abdur Rahim V. Madinah. Arabic reader / V. Abdur Rahim. — New Delhi : Good-word Books, 2014. — P. 1. — 98 р.

10. Abdur Rahim V. Madinah. Arabic reader / V. Abdur Rahim. — New Delhi : Goodword Books, 2014. — P. 2. — 104 р.

11. Abdur Rahim V. Madinah. Arabic reader / V. Abdur Rahim. — New Delhi : Goodword Books, 2014. — P. 3. — 122 р.

12. Аль-Рахби А. М. Структурно-семантические особенности топонимов Омана как отражение языковой ситуации и материальной и нематериальной культуры страны / А. М. Аль-Рахби, В. Н. Зарытовская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2023. — Т. 14. — № 3. — С. 876—892. — DOI: 10.22363/2313-2299-2023-14-3-876-892.

13. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — 2-е издание, исправленное. — Москва : Языки русской культуры, 1999. — 896 с. — ISBN 5-7859-0027-0.

14. Афанасьева О. В. Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средство формирования языков и речевых навыков / О. В. Афанасьева // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. — 2020. — № 4. — С. 92—96.

15. Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку / А. Э. Бабайлова. — Саратов : Изд-во Сарат.ун-та, 1987. — 151 с.

16. Бурвикова Н. Д. Текст как объект лингвистического исследования в аспекте описания и преподавания русского языка как иностранного / Н. Д. Бурвикова // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. — Сб. науч. тр. — Москва : Наука, 1991. — С. 12—19.

17. Воробьева Е. В. Текст учебного издания по русскому языку как иностранному : текстоведческий, лингвокультурный и прагматический аспекты : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Е. В. Воробьева. — Москва, 2021. — 241 с.

18. Габидуллина А. Р. К вопросу о типах педагогического дискурса / А. Р. Габидуллина // Вестник ЗКГУ. — 2019. — № 3 (75). — С. 231—240.

19. Денисова Н. В. К вопросу о значении имени собственного в современной лингвистике / Н. В. Денисова // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — Ч. 11. — С. 1116—1118.

20. Зубарева А. В. Освоение ономастической лексики иностранными обучающимися : методические рекомендации / А. В. Зубарева // Язык & культура : межкультурная антропология : Материалы международной научной конференции. — Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2017. — С. 32—34.

21. Короткевич И. И. Дискурсивный подход в текстах по РКИ / И. И. Короткевич // Аксиология филологического образования в контексте подготовки педагога будущего : материалы II Международной научно-практической конференции. — Минск : Белорусский государственный университет, 2023. — С. 423—426.

22. Кротова Т. А. Традиции исламской системы образования в процессе обучения арабских учащихся русскому языку / Т. А. Кротова // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся : материалы II Международной научно-методической конференции. — Воронеж : Истоки, 2012. — С. 355—361.

23. Курьянович А. В. Реализация миромоделирующего потенциала концепта ЯЗЫК в учебных текстах : опыт анализа дискурсивного варьирования лингвокультурного концепта / А. В. Курьянович, Е. А. Серебренникова // Сибирский филологический журнал. — 2022. — № 2. — С. 325—337. — DOI: 10.17223/18137083/79/23.

24. Перфильева Н. В. Информационный компонент топонимов Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде / Н. В. Перфильева, Н. В. Новоспасская, Ф. Да Сильва // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6. — № 2. — С. 189—203. — DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(2).

25. Радченко О. А. Основные принципы построения учебника по языку специальности / О. А. Радченко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2014. — № 8 (694). — С. 112—120.

26. Славянские древности : этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Российская академия наук, Институт славяноведения и балканистики. — Москва : Международные отношения, 1995. — Т. 1. — 584 с.

27. Хайрутдинов Д. Р. Арабская географическая терминология / Д. Р. Хайрутдинов // Ученые записки Казанского государственного университета. — 2007. — Т. 149. — Книга 4. — С. 76—82.

28. Черных Ю. С. Лингвопрагматический аспект имени собственного в учебных текстах по русскому языку как иностранному / Ю. С. Черных, О. В. Макарова // Проблемы современного педагогического образования. — 2024. — № 82—1. — С. 421—424.

29. Чистякова О. А. Методика организации коммуникативного практикума в курсовом обучении РКИ : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / О. А. Чистякова. — Ярославль, 2006. — 28 с.

30. Blair D. Toponym types. A revised typology of placenaming / D. Blair, J. Tent. — Sydney : Placenames Australia Inc., 2020. — Pp. 76—77.

31. Kisel O. V. Are proper names meaningful or meaningless? / O. V. Kisel, Z. N. Zarutskaya, V. V. Mikhaylov, A. O. Zarutskaya, G. A. Bosik // Russian Linguistic Bulletin. — 2017. — № 4 (12). — Рp. 54—56.


Рецензия

Для цитирования:


Черных Ю.С., Макарова О.В. Имя собственное в пространстве учебного текста по арабскому языку как иностранному. Научный диалог. 2025;14(1):137-156. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-1-137-156

For citation:


Chernykh Yu.S., Makarova O.V. Proper Nouns in Context of Arabic as a Foreign Language Learning. Nauchnyi dialog. 2025;14(1):137-156. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-1-137-156

Просмотров: 666


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)