Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Отношение к этическим и коммуникативным нормам в студенческих групповых чатах (по результатам социолингвистического опроса)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-3-81-100

Аннотация

Цель статьи — проанализировать особенности трансформации этических и коммуникативных норм в жанре группового студенческого чата. Эмпирическую базу исследования составили данные социолингвистического опроса, проведённого в ноябре-декабре 2024 года с помощью Google Forms и состоящего из 5 разделов и 30 вопросов. В опросе приняли участие 95 студентов творческих специальностей двух возрастных групп: 1) от 17 лет до 21 года (89,47 %); 2) 22 года и старше (10,53 %). Предметом исследования в статье являются материалы двух начальных разделов опросника, характеризующие отношение респондентов к этическим и коммуникативным нормам русского языка. По результатам исследования сделан вывод о том, что в современной чат-коммуникации прослеживается ряд новых тенденций, в частности, нейтральное и положительное отношение к отсутствию приветствия и фразам «Заранее спасибо», «Я Вас услышал(а)». Выявлено, что ведущей коммуникативно-этической ценностью остаётся вежливость к адресату, при этом не все респонденты различают нейтральный (искренняя вежливость) и иронический (нарочитая вежливость) подтексты, что может приводить к коммуникативным неудачам. Отмечено, что в студенческом сообществе стремление соблюдать нормы письменной речи зависит от степени официальности беседы. Выявлена тенденция к разграничению делового и личного коммуникативного пространства.

Об авторах

Е. В. Тишина
Московский университет «Синергия»
Россия

Тишина Елена Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии.

Москва



М. А. Захарова
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
Россия

Захарова Мария Алексеевна - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин.

Волгоград



М. В. Калинина
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
Россия

Калинина Маргарита Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.

Волгоград



Список литературы

1. Байкулова А. Н. Позитивная деловая коммуникация : средства гармонизации общения в групповых коммерческих чатах / А. Н. Байкулова, М. А. Кормилицына // СибСкрипт. — 2023. — Т. 25. — № 4. — С. 461—470. — DOI: 10.21603/sibscript-2023-25-4-461-470.

2. Карасик В. И. Жанры сетевого дискурса / В. И. Карасик // Жанры речи. — 2019. — № 1 (21). — C. 49—55. — DOI: 10.18500/2311-0740-2019-1-21-49-55.

3. Евсеева И. В. Эпистолярные жанры интернет-дискурса : классификация и моделирование / И. В. Евсеева, А. В. Кожеко, Э. А. Евсеева // МИРС. — 2022. — № 4. — С. 24—34. — DOI: 10.24412/1811-1629-2022-4-24-34.

4. Калинина М. А. Цифровая коммуникация в современном образовательном процессе / М. А. Калинина // Векторы развития русистики и лингводидактики в контексте современного филологического образования : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Астрахань, 14—15 октября 2021 года / под редакцией З. Р. Аглеевой, Л. Ю. Касьяновой, М. Л. Лаптевой. — Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2021. — С. 149—151.

5. Колокольцева Т. Н. Интернет-коммуникация как зеркало основных тенденций развития и функционирования русского языка / Т. Н. Колокольцева // Грани познания. — 2011. — № 4. — С. 13—17.

6. Куловерова О. М. Особенности языка электронной коммуникации (на примере чатов немецкоязычных сайтов) / О. М. Куловерова, О. Н. Русецкая // Вестник Амурского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. — 2014. — № 64. — С. 183—188.

7. Лукинова О. В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете / О. В Лукинова. — Москва : Эксмо, 2020. — 240 с. — ISBN 978-5-04-103459-7.

8. Лукинова О. В. Языковая рефлексия: цифровой этикет / О. В. Лукинова // МИРС. — 2023. — № 3. — С. 22—29. — DOI:10.21638/spbu30.2023.303.

9. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса / О. В. Лутовинова. — Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. — 447 с. — ISBN 978-5-9935-0101-7.

10. Мамина Р. И. Цифровой этикет в структуре корпоративной культуры современной организации : философско-культурологический аспект / Р. И. Мамина, С. И. Царева // Дискурс. — 2018. — № 4. — С. 22—30.

11. Остин Дж. Как совершать действия при помощи слов / Дж. Остин // Избранное / пер. с англ. Л. Б. Макеевой, В. П. Руднева. — Москва : Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. — С. 13—136.

12. Подгорная Е. А. Лингвистические характеристики интернет-чатов как вида коммуникации / Е. А. Подгорная, К. А. Демиденко // Концепт. — 2014. — № 9 (сентябрь). — С. 5—7.

13. Рабенко Т. Г. Коммуникативно-прагматические свойства обращения в виртуальном педагогическом дискурсе (на материале школьных чатов) / Т. Г. Рабенко, Э. С. Денисова, А. Д. Чардынцева // Научный диалог. — 2024. — № 13 (9). — С. 149—168. — DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-9-149-168.

14. Шангаева Н. К. Языковые средства организации чата во французской интернет-коммуникации / Н. К. Шангаева // Вестн. Бурятского гос. ун-та. — 2012. — № 11. — С. 124—128.

15. Grice H. P. Meaning / H. P. Grice // Philosophical Rev. — 1957. — Vol. 66. — № 3. — Pp. 377—388. — DOI: https://doi.org/10.2307/2182440.

16. Leech G. An anatomy of politeness in communication / G. Leech // International Journal of Pragmatics. — 2003. — Vol. 14. — Pp. 10—123.


Рецензия

Для цитирования:


Тишина Е.В., Захарова М.А., Калинина М.В. Отношение к этическим и коммуникативным нормам в студенческих групповых чатах (по результатам социолингвистического опроса). Научный диалог. 2025;14(3):81-100. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-3-81-100

For citation:


Tishina Е.V., Zakharova M.A., Kalinina M.V. Attitudes Toward Ethical and Communicative Norms in Student Group Chats: Findings from a Sociolinguistic Survey. Nauchnyi dialog. 2025;14(3):81-100. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-3-81-100

Просмотров: 479


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)