Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Сюжет и композиция : временные и вневременные отношения в малоформатном немецкоязычном литературном нарративе

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-4-38-54

Аннотация

В статье предпринимается попытка переосмысления традиционных понятий поэтики с позиций когнитивно-дискурсивной парадигмы. Сюжет и композиция рассматриваются как элементы нарратива и соотносятся с его антропоцентрами — нарратором, абстрактным автором и абстрактным читателем. Результаты исследования базируются на анализе корпуса текстов немецкоязычной малоформатной прозы, что позволяет сделать выводы о жанровых особенностях сюжета и композиции короткого рассказа. Нарративный метод интерпретации материала позволил установить, что сюжет и композиция базируются соответственно на временны́х и вневременных отношениях. Подчеркивается, что сюжет отражает каузальную детерминацию частей (эпизодов) нарратива, композиция — функционально-прагматическую, что позволяет отнести сюжет к фиктивному уровню коммуникативной структуры нарратива, а композицию — к абстрактному. Доказано, что бессобытийность сюжета короткого рассказа блокирует доступ к событийности нарратива, которая рассматривается в нарратологии как специфический признак нарратива. Установлено, что событийность малоформатного нарратива формируется на оси композиции, которая содержит прагматические сигналы, складывающиеся в интерпретационную программу, отражающую представления автора об интерпретационных возможностях читателя. Автор приходит к выводу о том, что именно композиция, а не бессобытийный сюжет короткого рассказа обеспечивает необходимый признак нарратива, находящий выражение в нарративном пуанте. 

 

Об авторе

В. А. Андреева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Андреева Валерия Анатольевна – доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой филологии 

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Андреева В. А. Литературный нарратив : зона формирования смыслов / В. А. Андреева. — Казань : Бук, 2019. — 320 с. — ISBN 978-5-00118-255-9.

2. Андреева В. А. В поисках смысла : гипотеза дискурсивной гетерогенности художественного повествовательного текста / В. А. Андреева // Художественный текст. Формулы смысла. — Москва : Флинта, 2022. — С. 38—61. — ISBN 978-5-9765-5081-0.

3. Артамонова Т. Г. Сюжетно-композиционное своеобразие романа Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» / Т. Г. Артамонова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — Т. 12. — С. 378—382. — DOI: https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.4.78.

4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — Москва : Языки русской культуры, 1999. — 911 c. — ISBN 5-7859-0027-0.

5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. — Москва : Художественная лит, 1975. — 504 с.

6. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. — Режим доступа : http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/probltext.html#1 (дата обращения 21.01.2025).

7. Воронович Е. В. Общество станковистов : композиционные и сюжетные параллели / Е. В. Воронович // Манускрипт. — 2021. — Т. 14. — С. 2439—2445.

8. Гончарова Е. А. Синергия разных видов речи в структуре художественного повествовательного текста / Е. А. Гончарова // Художественный текст. Формулы смысла. — Москва : Флинта, 2022. — С. 15—37. — ISBN 978-5-9765-5081-0.

9. Джапашева М. Б. Сюжетно-композиционные особенности романа Захара Прилепина «Черная обезьяна» / М. Б. Джапашева // Уральский филологический вестник. — 2022. — № 1. — С. 137—144. — DOI: 10.26170 / 2306-7462_2022_01_12.

10. Женетт Ж. Правдоподобие и мотивация / Ж. Женетт // Фигуры. — Москва : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. — Т. 1. — С. 299—321. — ISBN 5-8242-0064-5.

11. Женетт Ж. Вымысел и слог (Fictio et dictio) / Ж. Женетт // Фигуры. — Москва : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. — Т. 2. — С. 341—451. — ISBN 5-8242-0065-3.

12. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция / В. В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — Москва : [б. и.], 1964. — С. 408—485.

13. Палиевский П. В. Литература и теория / П. В. Палиевский. — Москва : Сов. Россия, 1979. — 288 с.

14. Пименова Н. И. Сюжетно-композиционный параллелизм в переводах жития «парных» святых / Н. И. Пименова // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2022. — № 1 (94). — С. 114—120.

15. Репенкова М. М. Сюжетно-композиционные особенности романистики Хакана Гюндая / М. М. Репенкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 13. — C. 106—110.

16. Рожкова А. В. Структура, сюжетно-композиционные и риторические функции вопросительных и восклицательных предложений в сказках И. И. Дмитриева / А. В. Рожкова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. — 2023. — Т. 45. — № 6. — С. 115—121. — DOI: 10.15393/uchz.art.2023.948.

17. Тодоров Цв. Грамматика повествовательного текста / Цв. Тодоров // Новое в зарубежной лингвистике. — Москва : Прогресс, 1978. — С. 450—463.

18. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. — Москва : Аспект Пресс, 1996. — 334 с. — ISBN 5-7567-0123-0.

19. Трофимова Л. В. Современный «женский» роман : сюжетно-композиционное своеобразие (на материале романа Ю. Ташлер “Die Deutschlehrerin”) / Л. В. Трофимова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 14. — Т. 7. — С. 2063— 2068. — DOI: 10.30853/phil210335.

20. Тюпа В. И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии / В. И. Тюпа. — Красноярск : Изд-во Красноярск. ун-та, 1987. — 224 с.

21. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. — Москва : Академия, 2013. — 432 с. — ISBN 978-5-7695-9812-8.

22. Шмид В. Нарратология / В. Шмид. — Москва : Языки славянской культуры, 2008. — 304 с. — ISBN 978-5-9551-0253-5.

23. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко // Иностранная литература. — 1988. — № 10. — С. 88— 104.

24. Эко У. Роль читателя / У. Эко. — Санкт-Петербург : Симпозиум, 2005. — 501 с. — ISBN 5-89091-310-7.

25. Eckermann J. P. Gespräche mit Goethe [Electronic resource] / J. P. Eckermann. — Access mode : https://www.eckermann.weblit.de/gespraech-nov04.htm (accessed 21.01.2025).

26. Scheffel M. Formen selbstreflexiven Erzählens (Eine Typologie und sechs exemplarische Analysen) / M. Scheffel. — Tübingen : Niemeyer, 1997. — [YI], 285 S. — ISBN 978-3-11-092233-2.

27. Spitzmüller J. Diskurslinguistik. Eine Einführung in Theorien und Methoden der transtextuellen Sprachanalyse / J. Spitzmüller, I. H. Warnke. — Berlin : De Gruyter, 2011. — 236 S. — ISBN 978-3-11-021244-0.


Рецензия

Для цитирования:


Андреева В.А. Сюжет и композиция : временные и вневременные отношения в малоформатном немецкоязычном литературном нарративе. Научный диалог. 2025;14(4):38-54. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-4-38-54

For citation:


Andreeva V.A. Plot and Composition: Temporal and Atemporal Relationships in Short German-Language Literary Narratives. Nauchnyi dialog. 2025;14(4):38-54. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-4-38-54

Просмотров: 555


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)