Авторские посвящения в поэтическом дискурсе журнала «Рубеж» (Харбин, 1926—1945) как продуктивный компонент художественного текста
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-4-248-270
Аннотация
Изучаются особенности поэтического контента еженедельного литературно-художественного издания русских эмигрантов в Китае, журнала «Рубеж» (1926—1945), в новом, структурно-функциональном аспекте, в контексте паратекстуальной проблематики, сформулированной Ж.-М. Томассо и Ж. Женеттом. Материалом послужила богатая подборка журнала «Рубеж», хранящаяся в Государственном архиве Хабаровского края. Была произведена жанровая выборка поэтических текстов с авторскими посвящениями. Авторы статьи рассматривают внутрижанровую типологию и полифункциональность авторских посвящений как одного из важных элементов паратекста в произведениях поэтов-эмигрантов. Проведенный контент-анализ мемориальных и диалоговых авторских посвящений выявляет многообразие их текстологических возможностей. Установлено, что посвящения являются, с одной стороны, формой авторского присутствия и самовыражения, а с другой — разновидностью интертекста. Дискурсивный анализ авторских посвящений в произведениях поэтов-эмигрантов выявляет философско-эстетическую, духовно-нравственную обусловленность авторского творческого самовыражения, его соответствия высокому запросу русской эмигрантской аудитории на актуализацию ценностей русской национальной духовной культуры и искусства (литература, изобразительное искусство, балет), значимый вклад художников-эмигрантов в формирование Русского мира.
Ключевые слова
Об авторах
С. И. ЯкимоваРоссия
Якимова Светлана Ивановна – доктор филологических наук, доцент, профессор высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса
Хабаровск
Е. С. Бабкина
Россия
Бабкина Екатерина Сергеевна – доктор филологических наук, доцент, профессор высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса
Хабаровск
Список литературы
1. Андросова Ф. С. Формы авторского присутствия в художественном произведении / Ф. С. Андросова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 6 (48). — С. 24—26.
2. Бузуев О. А. На пути к успеху : издательская политика журнала «Рубеж» в 1920—1930 гг. / О. А. Бузуев // Литература и журналистика стран Азиатско-Тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации XX—XXI вв. : сб. науч. ст. — Хабаровск : Тихоокеан. гос. ун-т, 2021. — С. 287—293.
3. Дейк Т. А, ван. К определению дискурса [Электронный ресурс] / Т. А. ван Дейк. — Режим доступа : http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm (дата обращения 10.11.2024).
4. Донецких Л. И. Цветовой образ мира в поэтике А. Блока : синий / Л. И. Донецких, Ю. Н. Кудрявцева // Вестник Удмуртского университета. История и филология. — 2010. — Выпуск 2. — С. 29—38.
5. Дьяченко И. Ю. Пакт Рериха и его особенности, связанные с развитием общественной жизни и сознания [Электронный ресурс] / И. Ю. Дьяченко // Международный круглый стол «Пакт Рериха — Мир через Культуру» (15.04.2020). — Режим доступа : https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6663 (дата обращения 02.12.2024).
6. Женетт Ж. Посвящения / Ж. Женетт // Антропология культуры / Отв. ред. В. В. Иванов. — Москва : Вердана, 2004. — Выпуск 2. — С. 187—218.
7. Забияко А. А. «Четверть века беженской судьбы…». Художественный мир лирики русского Харбина / А. А. Забияко, Г. В. Эфендиева. — Благовещенск : Амур. гос. ун-т, 2008. — 427 с. — ISBN 978-5-93493-121-7.
8. Колотов А. А. Паратекстуальный подход в современном литературоведении / А. А. Колотов // I Международная заочная научно-практическая конференция «Филология и лингвистика : современные тренды и перспективы исследования» : сборник материалов конференции (30 сентября 2011 г.). — Краснодар : Центр социально-политических исследований «Премьер», 2011. — 196 с.
9. Копытов О. Н. Образ автора и авторское начало: разграничение и области применения понятий / О. Н. Копытов // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 334. — С. 11—14.
10. Кузнецова О. Ф. Письма Валерия Перелешина Лидии Хаиндровой из Харбина и Пекина. 1938—1941 / О. Ф. Кузнецова // Харбин, запечатленный в слове. — Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2021. — Выпуск 8. — С. 73—92.
11. Куликова Е. Ю. Лирика Лидии Хаиндровой : мотивная специфика и художественная генеалогия / Е. Ю. Куликова // Филологический класс. — 2022. — Т. 27. — № 3. — С. 105—114. — DOI: 10.51762/1FK-2022-27-03-09.
12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — Москва : Искусство, 1970. — 384 с.
13. Мельничук О. А. Повествование от первого лица. Интерпретация текста / О. А. Мельничук. — Москва : МГУ, 2002. — 208 с. — ISBN 5-211-04571-8.
14. Соколова Е. В. Паратекст / Е. В. Соколова // Западное литературоведение XX в. : Энциклопедия. — Mосква : Intrada, 2004. — С. 306. — ISBN 987-604-064-9.
15. Темникова Л. Б. К вопросу о типологии медиадискурса / Л. Б. Темникова // Научный журнал КубГАУ. — 2016. — № 119 (05). — С. 1—13.
16. Титова Е. В. Драматургический паратекст : к постановке проблемы / Е. В. Титова // Вестник РГГУ. Серия : Литературоведение. Языкознание. Культурология. — 2019. — № 2. — С. 30—40. — DOI: 10.28995/2686-7249-2019-2-30-40.
17. Уварова Е. А. Медиатекст и медиадискурс: к проблеме соотношения понятий / Е. А. Уварова // Вестник МГОУ. Серия : Лингвистика. — 2015. — № 5. — С. 47—54. — DOI: 10.18384/2310-712X-2015-5-47-54.
18. Якимова С. И. Журналистика Дальнего Востока России : дискурсивный опыт (на примере газеты «Русский край» и журнала «Рубеж») / С. И. Якимова // МедиаАльманах. — 2022а. — № 4. — С. 78—85. — DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2022.7885.
19. Якимова С. И. Поэтический дискурс Всеволода Никаноровича Иванова в контексте историософских воззрений писателя-евразийца / С. И. Якимова // Культура и текст. — 2022б. — № 3 (50). — С. 47—63. — DOI: 10.37386/2305–4077–2022–3–47–63.
Рецензия
Для цитирования:
Якимова С.И., Бабкина Е.С. Авторские посвящения в поэтическом дискурсе журнала «Рубеж» (Харбин, 1926—1945) как продуктивный компонент художественного текста. Научный диалог. 2025;14(4):248-270. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-4-248-270
For citation:
Yakimova S.I., Babkina E.S. Authorial Dedications in Poetic Discourse of “Rubizh” Journal (Harbin, 1926–1945) as a Productive Component of Artistic Text. Nauchnyi dialog. 2025;14(4):248-270. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-4-248-270