Художественная репрезентация русского национально-культурного концепта КРОВЬ в творчестве М. Ю. Лермонтова
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-132-154
Аннотация
Изучаются особенности индивидуально-авторской художественной репрезентации национально-культурного концепта КРОВЬ в творчестве М. Ю. Лермонтова. Цель исследования — охарактеризовать смысловое наполнение этого концепта в русской языковой картине мира и на этой основе проследить его трансформацию в художественной системе М. Ю. Лермонтова. Материалами выступили энциклопедические и лексикографические источники, а также тексты поэтических и прозаических произведений М. Ю. Лермонтова. Показано, что в художественном мире М. Ю. Лермонтова находят свое воплощение практические все семантические компоненты русского национально-культурного концепта КРОВЬ: представления о кровном родстве и общности по происхождению, метафорика смерти, в том числе смерти насильственной, и семантика кровной мести, выражение предельного эмоционального напряжения и т. д. Установлено, что в качестве новых элементов концептуального содержания, привнесенных творческой активностью автора, можно трактовать представленный в творчестве М. Ю. Лермонтова образ крови как сложный конгломерат родства, любви, мести и бунта, использование символики крови в описании картин природы как метафорического выражения страдания, мученичества, зла, а также воплощение в образе крови темы вторжения в жизнь человека инфернальных и загадочных сил, примет инобытия.
Об авторах
Т. Б. РадбильРоссия
Радбиль Тимур Беньюминович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики
Нижний Новгород
И. С. Юхнова
Россия
Юхнова Ирина Сергеевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра русской литературы
Нижний Новгород
Список литературы
1. Акимова Е. А. Феномен «самоповторений» в творчестве М. Ю. Лермонтова : к проблеме изучения / Е. А. Акимова, С. И. Ермоленко // Филологический класс. — 2017. — № 3 (49). — С. 92—100. — DOI: 10.26710/fk17-03-14.
2. Альмяшова Л. В. Признаки живой природы концепта крови как составляющая фрагмент языковой картины (на материале немецкого языка) / Л. В. Альмяшова // Язык. Словесность. Культура. — 2012. — № 5—6. — С. 61—93.
3. Антология художественных концептов русской литературы ХХ века / ред. и авт.- сост. Т. И. Васильева, Н. Л. Карпичева, В. В. Цуркан. — Москва : Флинта, 2013. — 356 c.
4. Асратян З. Д. Концепт в художественном произведении / З. Д. Асратян // Культура и цивилизация. — 2017. — Т. 7. — № 3А. — С. 35—42.
5. Бобылев Б. Г. «У Бога счастья не прошу» : филологический анализ стихотворения / Б. Г. Бобылев // Русский язык в школе. — 2021. — № 6. — С. 44—54. — DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-6-44-54.
6. Болотнова Н. С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте / Н. С. Болотнова // Вестник Томского пелагогического государственного университета. Серия : Гуманитарные науки (Филология). — 2007. — Вып. 2 (65). — С. 74—79.
7. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века / Б. М. Гаспаров. — Москва : Наука ; Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — 304 с.
8. Голованова Т. П. Примечания / Т. П. Голованова, Г. А. Лапкина, А. Н. Михайлова // Лермонтов М. Ю. Сочинения : в 6 т. — Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 1. Стихотворения, 1828—1831. — Т. 1. — 1954. — С. 375—444.
9. Голованова Т. П. Примечания / Т. П. Голованова // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений : в 4 томах. — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. —Т. 1.— С. 529—626.
10. Гудков Д. Б. ʽКровьʼ в соматическом коде культуры (по данным русской фразеологии / Д. Б. Гудков // Язык, сознание, коммуникация : Сборник статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. — Москва : МАКС Пресс, 2003. — Выпуск 23. — С. 15—28.
11. Гудков Д. Б. Телесный код русской культуры : материалы к словарю / Д. Б. Гудков, М. Л. Ковшова. — Москва : Гнозис, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-94244-013-8.
12. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. Фон Гумбольдт ; пер. с нем. Г. В. Рамишвили. — Москва : Наука, 1984. — 398 с.
13. Ермоленко С. И. «Я к вам пишу…» («Валерик» М. Ю. Лермонтова : опыт жанрового анализа) / С. И. Ермоленко // Филологический класс. — 2008. — № 19. — С. 66—70.
14. Ермоленко С. И. Мифологические баллады М. Ю. Лермонтова : скрытые возможности жанра / С. И. Ермоленко // Педагогическое образование в России. — 2024. — № 3. — С. 272—280.
15. Ершова Г. Г. Речевые и культурные стереотипы клятвы с концептом «кровь» / Г. Г. Ершова // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре : Сборник статей / отв. ред. Л. Л. Федорова ; Российский государственный гуманитарный университет. — Москва : РГГУ, 2009. — С. 114—126.
16. Касьяненко Н. Е. Индивидуально-авторское осмысление концепта КРОВЬ в творчестве Н. Гумилева / Н. Е. Касьяненко // Русский язык в поликультурном мире : Сборник научных статей IV Международного симпозиума: в двух томах / Отв. ред. Г. Ю. Богданович, Е. Я. Титаренко. — Симферополь : ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2020. — Т. 2. — С. 338—347.
17. Киселева И. А. Эпистолярная организация как смысловой код стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик» / И. А. Киселева // Два века русской классики. — 2024. — Т. 6. — № 3. — С. 82—97. — DOI: 10.22455/2686-7494-2024-6-3-82-97.
18. Комарович В. Автобиографическая основа «Маскарада» / В. Комарович // М. Ю. Лермонтов. — Москва : Изд-во АН СССР, 1941. — Книга I. — С. 629— 672.
19. Кочугова Ю. В. Народные обычаи в кавказских поэмах М. Ю. Лермонтова / Ю. В. Кочугова // Палимпсест. Литературоведческий журнал. — 2023. — № 1 (17). — С. 69—80.
20. Красовская Н. В. Художественный концепт : методы и приемы исследования / Н. В. Красовская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Филология. Журналистика. — 2009. — Т. 9. — Выпуск 4. — С. 21—24.
21. Лотман Ю. М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. — Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. — С. 274—293.
22. Маркович В. М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» / В. М. Маркович // Избранные работы. — Санкт-Петербург : Ломоносовъ, 2008. — С. 219—234. — ISBN 978-5-91678-001-7.
23. Мендельсон Н. М. Народные мотивы в поэзии Лермонтова / Н. М. Мендельсон // Венок М. Ю. Лермонтову : Юбилейный сборник. — Москва ; Петербург : Изд. т-ва «В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. — С. 165—195.
24. Москвин Г. В. Замысел произведения о Мстиславе Черном как источник сюжета романа М. Ю. Лермонтова «Вадим» / Г. В. Москвин // Litera. — 2024. — № 7. — С. 63— 70. — DOI: 10.25136/2409-8698.2024.7.71313.
25. Погребная Я. В. Семиотика архетипа «вода» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Я. В. Погребная // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 14. — № 10. — С. 2922—2930. — DOI: 10.30853/phil210491.
26. Погребная Я. В. Семиотика дня и ночи и концепция темпоральности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Я. В. Погребная // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 13. — № 7. — С. 46—53. — DOI: 10.30853/filnauki.2020.7.9.
27. Погребная Я. В. Семиотика инвариантов архетипа «вода» (реки, моря) в тексте романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Я. В. Погребная, О. К. Страшкова // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2024. — № 36. — С. 5—20. — DOI: 10.17223/23062061/36/1.
28. Радбиль Т. Б. Художественное воплощение русского национально-культурного концепта РЕКА в творчестве М. Ю. Лермонтова / Т. Б. Радбиль, И. С. Юхнова // Научный диалог. — 2019. — № 2. — С. 127—142. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-2-127-142.
29. Радбиль Т. Б. ДУША и ТЕЛО в аспекте сопоставительного анализа концептов культуры : материалы к лингвокультурологическому фразеологическому словарю русско-казахских соответствий / Т. Б. Радбиль, Г. А. Ахметжанова, Ж. Ж. Жумагулова, А. Е. Сералиева, Г. Е. Сералиева // Научный диалог. — 2020. — № 3. — С. 127—150. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-3-127-150.
30. Радбиль Т. Б. Языковое воплощение ценностей в медиадискурсе интернета по данным корпусного анализа репрезентативных контекстов (лексема по-хорошему) / Т. Б. Радбиль // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 6. — С. 170—189. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-6-170-189.
31. Савченко В. А. Концептосфера «человек телесный» в русской и немецкой паремиологической картине мира : кросскультурный анализ соматизмов : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01 ; 10.02.19 / В. А. Савченко. — Курск, 2010. — 251 с.
32. Сакулин П. Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова / П. Н. Сакулин // Венок М. Ю. Лермонтову : Юбилейный сборник. — Москва ; Петербург : Изд. т-ва «В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. — С. 1—55.
33. Сморчкова К. В. Психологизм лексики цвета в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» / К. В. Сморчкова, С. В. Кезина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2014. — № 4 (32). — С. 162—174.
34. Соллертинский Е. Пейзаж в прозе Лермонтова / Е. Соллертинский // Творчество М. Ю. Лермонтова : 150 лет со дня рождения, 1814—1964. — Москва : Наука, 1964. — С. 236—275.
35. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. — Москва : Языки русской культуры, 1996. — 288 с.
36. Тимченко Е. Б. К вопросу о понятийных признаках концептов КРОВЬ и BLOOD / Е. Б. Тимченко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2011. — № 3. — С. 191—194.
37. Тимченко Е. Б. Антропоморфные признаки концепта КРОВЬ в русской языковой картине мира / Е. Б. Тимченко // Вестник Челябинского государственного университета. Серия : Филология. Искусствоведение. — 2012. — № 2 (256). — Выпуск 62. — С. 118—121.
38. Фаустов А. А. Из истории «странных» людей. Вампирический «элемент» в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова / А. А. Фаустов, С. В. Савинков // Филологические записки. — 1995. — № 4. — С. 58—68.
39. Ходанен Л. А. Миф в творчестве русских романтиков / Л. А. Ходанен. — Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2000. — 320 с.
40. Ходанен Л. А. Поэтическая мифология снов в творчестве М. Ю. Лермонтова / Л. А. Ходанен, А. Ямадзи // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 2—4 (62). — С. 179—183.
41. Ходанен Л. А. Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова в библейском контексте / Л. А. Ходанен // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2023. — № 62. — С. 41—49. — DOI: 10.31773/2078-1768-2023-62-41-49.
42. Юхнова И С. Мистериальное в драматургии М. Ю. Лермонтова / И. С. Юхнова // Уральский филологический вестник. Серия : Русская классика : динамика художественных систем. — 2021. — № 4. — С. 95—106. — DOI: 10.26170/2306-7462_2021_04_06.
Рецензия
Для цитирования:
Радбиль Т.Б., Юхнова И.С. Художественная репрезентация русского национально-культурного концепта КРОВЬ в творчестве М. Ю. Лермонтова. Научный диалог. 2025;14(6):132-154. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-132-154
For citation:
Radbil T.B., Yukhnova I.S. Artistic Representation of Russian National-Cultural Concept of BLOOD in Works of Mikhail Lermontov. Nauchnyi dialog. 2025;14(6):132-154. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-132-154