Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Южно-Маньчжурская железная дорога в 1905—1911 годах

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-555-572

Аннотация

Проведено исследование японской транспортно-экономической политики в Маньчжурии в 1905—1911 годах. В качестве материалов привлекаются данные Российского государственного исторического архива. Сообщается, что главным инструментом по продвижению интересов Токио в названном регионе стало проправительственное акционерное Общество ЮжноМаньчжурской железной дороги, созданное в 1906 году. Рассматриваются вопросы эксплуатации Южно-Маньчжурской железной дороги, порта Дайрен, морского пароходства при Обществе Южно-Маньчжурской железной дороги в указанный хронологический период. Выполнен обзор политики по расширению транспортного сообщения японской железной дороги, созданию дополнительных рельсовых путей в виде дорог Мукден — Синьминь, Мукден — Аньдун и Чанчунь — Гирин. Уделяется внимание конкуренции Южно-Маньчжурскй железной дороги с китайским портом Инкоу и грузоперевозками по реке Ляохэ, выявлены методы конкурентной борьбы. Выполнен обзор взаимоотношений Южно-Маньчжурскй железной дороги с Китайско-Восточной железной дорогой и политики, направленной на сопряжение транспортного потенциала двух железных дорог в Маньчжурии. Автор приходит к выводу, что к моменту начала Синьхайской революции в Китае Япония смогла переформатировать южно-маньчжурское пространство в зону собственной экономической монополии, что стало базой для политического и военно-стратегического продвижения в будущем.

Об авторе

И. Р. Хамзин
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Хамзин Ильдар Рашидович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России

Екатеринбург



Список литературы

1. Аварин В. Империализм в Маньчжурии / В. Аварин. — Москва, Ленинград : Государственное социально-экономическое издательство, 1934. — Т. 1. — 416 с.

2. Асада Масафуми. Разгром морского пароходства Общества КВЖД : еще одна трагедия в Русско-японской войне / Асада Масафуми // Тихоокеанская Россия и страны АТР в изменяющемся мире. — Владивосток : Дальнаука, 2009. — С. 225—235. — ISBN 978-5-8044-1013-2.

3. Бродский Р. М. Дальневосточная политика США накануне Первой мировой войны / Р. М. Бродский. — Москва : Наука, 1968. — 246 с.

4. Досовицкая В. В. Маньчжурский вектор внешней политики Японии накануне и в период первой мировой войны / В. В. Досовицкая // Проблемы востоковедения. — 2021. — № 4. — С. 28—33.

5. Жигалов Б. С. Железные дороги и борьба империалистических держав за господство в Северо-Восточном Китае в 1905—1914 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.00 / Б. С. Жигалов. — Томск, 1965. — 319 с.

6. Идзава Митио. Обзор транспорта Маньчжурии / Идзава Митио. — Токио : Тюо Коронся, 1942. — 96 с. (伊澤道雄. 滿洲交通の展望 / 伊澤道雄. — 東京: 中央公論社 , 1942. — 96 ページ.).

7. Инь Тье. Исследования железных дорог и социальных изменений в конце династии Цин / Инь Тье. — Пекин : Economic Science Press, 2005. — 365 с. (尹铁. 晚清铁路 与晚清社会变迁研究. / 尹铁. — 北京:经济科学出版社, 2005. 365 页。).

8. История строительства железных дорог в Китае. — Пекин : Издательство Китайских железных дорог, 2003. — 847 с. (中国铁道建设史. — 北京:中国铁道出版 社,2003. — 847 页).

9. Канторович А. Я. Иностранный капитал и железные дороги Китая / А. Я. Канторович. — Москва, Ленинград : Плановое хозяйство, 1926. — 221 с.

10. Китайские порты, имеющие значение для русской торговли на Дальнем Востоке. Текст / сост. Д. Д. Покотиловым ; под ред. Д. Ф. Кобеко и П. М. Романова. — СанктПетербург : М-во финансов, 1895. — Ч. 1. — 158 с.

11. Краткая история Южно-Маньчжурской железнодорожной компании за последние 20 лет. — Дайрен : Южно-Маньчжурская железнодорожная компания, 1927. — 365 с. (南滿洲鐵道株式會社二十年略史. — 大連: 南満州鉄道株式会社, 1927. — 365 ペ ージ.).

12. Ли Вэньяо. О реформе железных дорог Китая : железные дороги и развитие китайского общества и экономики в XIX и XX веках / Ли Вэньяо. — Пекин : Издательство железных дорог Китая, 2005. — 261 с. (李文耀. 中国铁路变革论 19、20世纪铁路与中国 社会、经济的发展 / 李文耀. — 北京:中国铁道出版社, 2005. — 261 页.).

13. Международные отношения на Дальнем Востоке. — Москва : Мысль, 1973. — 324 с.

14. Молодяков В. Э. Гото Симпэй и колониальная политика Японии. Часть вторая : Южно-Маньчжурская железная дорога и русско-японские отношения, 1906—1908 гг. / В. Э. Молодяков // Ежегодник Японии. — 2006. — Т. 35. — С. 214—229.

15. Очерк коммерческой деятельности Китайской Восточной железной дороги за 15 лет существования Общества. Составлен Коммерческим Отделом Правления. — Санкт-Петербург : Типография А. Смолинский, 1912. — 76 с.

16. Сборник документов, относящихся к Китайской Восточной железной дороге. — Харбин : Канцелярия правления Общества Китайской Восточной ж. д., 1922. — 313 с.

17. Чжан Шоучжэнь. Политика открытия железных дорог в трех северо-восточных провинциях во времена династии Цин (1905—1911) / Чжан Шоучжэнь. — Гаосюн : издательство Kaohsiung Fuwen, 1995. — 285 с. (张守真. 清季东三省的铁路开放政策 (1905-1911) / 张守真. — 高雄市: 高雄高雄复文图书出版社、1995. — 285 页.).

18. Чэнь Бин. Особенности исторического развития города Чанчунь : культурные взаимовлияния в архитектуре конца XIX — первой половины XX в. / Чэнь Бин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. — 2017. — № 3 (9). — С. 255—265.

19. Штейнфельд Н. П. Русское дело в Маньчжурии : с XVII в. до наших дней / Н. П. Штейнфельд. — Харбин : Рус.-кит.-монгол. тип. газ. “Юань-дун-бао”, 1910. — 208 с.

20. Economic history of Manchuria. — Seoul : Chosen, 1920. — 298 p.

21. Kinney H. Manchuria and South Manchuria railway company / Н. Kinney. — Dairen : [b. i.], 1927. — 57 p.

22. Manchuria — land of opportunities. — New York : South Manchuria railway company, 1924. — 93 p.

23. Manchurian railways and the opening of China : An International History. — New York : Routledge, 2010. — 235 p.

24. Sun C. Kungtu. The economic development of Manchuria in the first half of the twentieth century / Sun C. Kungtu. — Cambridge : East Asian Research Center, Harvard University, 1969. — 121 p.

25. Treaties and agreements between China and Japan concerning the railways of the three eastern provinces. — Nanking : Wha Tung printing Co, 1932. — 254 p.

26. Yoshida Tak Matsusaka. The making of Japanese Manchuria, 1904—1932. / Yoshida Tak Matsusaka. — Cambridge : Harvard University Asia Center, 2001. — 522 p. — ISBN 9780674003699.


Рецензия

Для цитирования:


Хамзин И.Р. Южно-Маньчжурская железная дорога в 1905—1911 годах. Научный диалог. 2025;14(6):555-572. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-555-572

For citation:


Khamzin I.R. South Manchuria Railway in 1905–1911. Nauchnyi dialog. 2025;14(6):555-572. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-555-572

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)