Южно-Маньчжурская железная дорога в 1905—1911 годах
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-555-572
Аннотация
Проведено исследование японской транспортно-экономической политики в Маньчжурии в 1905—1911 годах. В качестве материалов привлекаются данные Российского государственного исторического архива. Сообщается, что главным инструментом по продвижению интересов Токио в названном регионе стало проправительственное акционерное Общество ЮжноМаньчжурской железной дороги, созданное в 1906 году. Рассматриваются вопросы эксплуатации Южно-Маньчжурской железной дороги, порта Дайрен, морского пароходства при Обществе Южно-Маньчжурской железной дороги в указанный хронологический период. Выполнен обзор политики по расширению транспортного сообщения японской железной дороги, созданию дополнительных рельсовых путей в виде дорог Мукден — Синьминь, Мукден — Аньдун и Чанчунь — Гирин. Уделяется внимание конкуренции Южно-Маньчжурскй железной дороги с китайским портом Инкоу и грузоперевозками по реке Ляохэ, выявлены методы конкурентной борьбы. Выполнен обзор взаимоотношений Южно-Маньчжурскй железной дороги с Китайско-Восточной железной дорогой и политики, направленной на сопряжение транспортного потенциала двух железных дорог в Маньчжурии. Автор приходит к выводу, что к моменту начала Синьхайской революции в Китае Япония смогла переформатировать южно-маньчжурское пространство в зону собственной экономической монополии, что стало базой для политического и военно-стратегического продвижения в будущем.
Ключевые слова
Об авторе
И. Р. ХамзинРоссия
Хамзин Ильдар Рашидович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России
Екатеринбург
Список литературы
1. Аварин В. Империализм в Маньчжурии / В. Аварин. — Москва, Ленинград : Государственное социально-экономическое издательство, 1934. — Т. 1. — 416 с.
2. Асада Масафуми. Разгром морского пароходства Общества КВЖД : еще одна трагедия в Русско-японской войне / Асада Масафуми // Тихоокеанская Россия и страны АТР в изменяющемся мире. — Владивосток : Дальнаука, 2009. — С. 225—235. — ISBN 978-5-8044-1013-2.
3. Бродский Р. М. Дальневосточная политика США накануне Первой мировой войны / Р. М. Бродский. — Москва : Наука, 1968. — 246 с.
4. Досовицкая В. В. Маньчжурский вектор внешней политики Японии накануне и в период первой мировой войны / В. В. Досовицкая // Проблемы востоковедения. — 2021. — № 4. — С. 28—33.
5. Жигалов Б. С. Железные дороги и борьба империалистических держав за господство в Северо-Восточном Китае в 1905—1914 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.00 / Б. С. Жигалов. — Томск, 1965. — 319 с.
6. Идзава Митио. Обзор транспорта Маньчжурии / Идзава Митио. — Токио : Тюо Коронся, 1942. — 96 с. (伊澤道雄. 滿洲交通の展望 / 伊澤道雄. — 東京: 中央公論社 , 1942. — 96 ページ.).
7. Инь Тье. Исследования железных дорог и социальных изменений в конце династии Цин / Инь Тье. — Пекин : Economic Science Press, 2005. — 365 с. (尹铁. 晚清铁路 与晚清社会变迁研究. / 尹铁. — 北京:经济科学出版社, 2005. 365 页。).
8. История строительства железных дорог в Китае. — Пекин : Издательство Китайских железных дорог, 2003. — 847 с. (中国铁道建设史. — 北京:中国铁道出版 社,2003. — 847 页).
9. Канторович А. Я. Иностранный капитал и железные дороги Китая / А. Я. Канторович. — Москва, Ленинград : Плановое хозяйство, 1926. — 221 с.
10. Китайские порты, имеющие значение для русской торговли на Дальнем Востоке. Текст / сост. Д. Д. Покотиловым ; под ред. Д. Ф. Кобеко и П. М. Романова. — СанктПетербург : М-во финансов, 1895. — Ч. 1. — 158 с.
11. Краткая история Южно-Маньчжурской железнодорожной компании за последние 20 лет. — Дайрен : Южно-Маньчжурская железнодорожная компания, 1927. — 365 с. (南滿洲鐵道株式會社二十年略史. — 大連: 南満州鉄道株式会社, 1927. — 365 ペ ージ.).
12. Ли Вэньяо. О реформе железных дорог Китая : железные дороги и развитие китайского общества и экономики в XIX и XX веках / Ли Вэньяо. — Пекин : Издательство железных дорог Китая, 2005. — 261 с. (李文耀. 中国铁路变革论 19、20世纪铁路与中国 社会、经济的发展 / 李文耀. — 北京:中国铁道出版社, 2005. — 261 页.).
13. Международные отношения на Дальнем Востоке. — Москва : Мысль, 1973. — 324 с.
14. Молодяков В. Э. Гото Симпэй и колониальная политика Японии. Часть вторая : Южно-Маньчжурская железная дорога и русско-японские отношения, 1906—1908 гг. / В. Э. Молодяков // Ежегодник Японии. — 2006. — Т. 35. — С. 214—229.
15. Очерк коммерческой деятельности Китайской Восточной железной дороги за 15 лет существования Общества. Составлен Коммерческим Отделом Правления. — Санкт-Петербург : Типография А. Смолинский, 1912. — 76 с.
16. Сборник документов, относящихся к Китайской Восточной железной дороге. — Харбин : Канцелярия правления Общества Китайской Восточной ж. д., 1922. — 313 с.
17. Чжан Шоучжэнь. Политика открытия железных дорог в трех северо-восточных провинциях во времена династии Цин (1905—1911) / Чжан Шоучжэнь. — Гаосюн : издательство Kaohsiung Fuwen, 1995. — 285 с. (张守真. 清季东三省的铁路开放政策 (1905-1911) / 张守真. — 高雄市: 高雄高雄复文图书出版社、1995. — 285 页.).
18. Чэнь Бин. Особенности исторического развития города Чанчунь : культурные взаимовлияния в архитектуре конца XIX — первой половины XX в. / Чэнь Бин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. — 2017. — № 3 (9). — С. 255—265.
19. Штейнфельд Н. П. Русское дело в Маньчжурии : с XVII в. до наших дней / Н. П. Штейнфельд. — Харбин : Рус.-кит.-монгол. тип. газ. “Юань-дун-бао”, 1910. — 208 с.
20. Economic history of Manchuria. — Seoul : Chosen, 1920. — 298 p.
21. Kinney H. Manchuria and South Manchuria railway company / Н. Kinney. — Dairen : [b. i.], 1927. — 57 p.
22. Manchuria — land of opportunities. — New York : South Manchuria railway company, 1924. — 93 p.
23. Manchurian railways and the opening of China : An International History. — New York : Routledge, 2010. — 235 p.
24. Sun C. Kungtu. The economic development of Manchuria in the first half of the twentieth century / Sun C. Kungtu. — Cambridge : East Asian Research Center, Harvard University, 1969. — 121 p.
25. Treaties and agreements between China and Japan concerning the railways of the three eastern provinces. — Nanking : Wha Tung printing Co, 1932. — 254 p.
26. Yoshida Tak Matsusaka. The making of Japanese Manchuria, 1904—1932. / Yoshida Tak Matsusaka. — Cambridge : Harvard University Asia Center, 2001. — 522 p. — ISBN 9780674003699.
Рецензия
Для цитирования:
Хамзин И.Р. Южно-Маньчжурская железная дорога в 1905—1911 годах. Научный диалог. 2025;14(6):555-572. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-555-572
For citation:
Khamzin I.R. South Manchuria Railway in 1905–1911. Nauchnyi dialog. 2025;14(6):555-572. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-6-555-572