Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Рецепция дионисийской музыки как интермедиального аспекта немецкоязычного прометеевского дискурса в поэме Липинера «Освобожденный Прометей»

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-7-259-277

Аннотация

Проанализирована поэма австрийского литератора Липинера (S. Lipiner, 1856—1911) «Освобожденный Прометей» («Der entfesselte Prometheus», 1876) в аспекте рецепции дионисийской музыки в литературном тексте. Актуальность исследования обусловлена интересом современного литературоведения к прометеевскому дискурсу и теме дионисизма. Впервые в отечественном литературоведении представлены результаты анализа поэмы Липинера с точки зрения интермедиального подхода к проблеме дионисийской музыки. Уделено внимание генезису дионисийской музыки, восходящему к философии и литературе Древней Греции. В качестве источников привлекаются коррелирующие с дионисийским дискурсом произведений Гесиода (VIII век до н. э.), Гете (J. W. Goethe, 1749—1832) и Ницше (F. Nietzsche, 1844—1900). Представлены результаты сопоставительного анализа элементов поэм «Фауст» Гете и «Освобожденный Прометей» Липинера. Постулируется преемственность исследуемой поэмы по отношению к гетевской интерпретации дионисийской музыки. Доказывается особое значение ницшеанского подхода к дионисизму для поэмы Липинера. Автор приходит к выводу, что интермедиальный аспект дионисийской музыки в исследуемом произведении наиболее полно раскрывается в контексте культа Диониса, характерного для австрийской литературы рубежа XIX— XX веков.

Об авторе

А. Е. Качоровская
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Качоровская Анна Евгеньевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого и романских языков для профессиональной коммуникации

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бахтин М. М. Автор и герой : к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. — Санкт-Петербург : Азбука, 2000. — 336 с. — ISBN 5-267-00272-0.

2. Бахтин М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. — Санкт-Петербург : Азбука, 2000. — 304 с. — ISBN 5-267-00273-9.

3. Жеребин А. И. На рубеже веков / А. И. Жеребин // История австрийской литературы XX века. — Москва : ИМЛИ РАН, 2009. — Т. 1. — 629 с. — ISBN 978-5-9208-0330-6.

4. Жеребина Е. А. Проблема языкового скепсиса в лингвофилософии раннего модернизма / Е. А. Жеребина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2014. — № 169. — С. 70—77.

5. Зенкин К. В. Мифологизация музыки / К. В. Зенкин // Музыка-Эйдос-Время. Лосев и горизонты современной науки о музыке. — Москва : Памятники исторической мысли, 2015. — 464 с. — ISBN 978-5-88451-339-6.

6. Качоровская А. Е. Новый герой и новый читатель в романе Марианны Грубер “В Замок” / А. Е. Качоровская // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2010. — № 123. — С. 130—134.

7. Качоровская А. Е. Рецепция философских воззрений Гете в поэме Зигфрида Липинера “Освобожденный Прометей” = Reception of Goethe’s Philosophical Views in Poem by Siegfried Lipiner “Liberated Prometheus” / А. Е. Качоровская // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 5. — С. 320—335. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-5-320-335.

8. Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика / А. Ф. Лосев ; предисл.и общ.ред. В. П. Шестакова. — Москва : Московская типография № 6 Мосгорсовнархоза, 1960. — 304 с.

9. Малер Г. Письма / Г. Малер ; под общей редакцией И. А. Барсовой. — СанктПетербург : Издательство им. Н. И. Новикова, 2006. — 896 с. — ISBN 5-87991-069-5.

10. Махов А. Е. (1959—2021) Musica literaria : идея словесной музыки в европейской поэтике / А. Е. Махов // Российская акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, Центр гуманитарных науч.-информационных исслед. — Москва : Intrada, 2005. — 223 с. — ISBN 5-87604-067-3.

11. Москвина Е. В. Дионисийская и аполлонийская звуковая партитура в «Смерти Венеции» Томаса Манна и Лукино Висконти / Е. В. Москвина // Символическая реальность: Статьи о немецкой и австрийской литературе. Переводы. — Москва : Глобал Ком : Языки славянской культуры, 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-94457-228-3.

12. Сидорова А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка) : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01 / А. Г. Сидорова. — Барнаул, 2006. — 218 с.

13. Соколов Б. Г. Страсти по Ницше / Б. Г. Соколов // Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / пер. с нем. Г. А. Рачинского. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2005. — 208 с. — ISBN 5-352-01269-7.

14. Хансен-Леве О. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду / О. Хансен-Леве ; пер. с немецкого Б. М. Скуратова, Е. Ю. Смотрицкого. — Москва : Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2016. — 450 с.

15. Холодковский Н. А. Введение к поэме Зигфрида Липинера «Освобожденный Прометей» / Н. А. Холодковский // Липинер, Зигфрид. Освобожденный Прометей / перевод с нем. Н. А. Холодковского. — Санкт-Петербург : Изд. А. С. Суворина, 1908. — С. 1—20.

16. Шмидт-Денглер В. Миф о Дионисе в культуре Вены на рубеже ХIХ—ХХ веков / В. Шмидт-Денглер // Cборник статей Studia germanica : немецкоязычная литература XIX—XX веков в современных исследованиях : неконфронтационный диалог. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. — С. 124—137. — ISBN 5-8465-0264-4.

17. Boeschestein R. Poetische Sprache als psychohistorisches Dokument. Zu Goethes Dramenfragment Prometheus / R. Boeschestein // Prometheus : Mythos der Kultur / Hrsg Edgar Pankow ; Guenter Peters. — Muenchen : Fink, 1999. — S. 85—107. — ISBN 3-7705-3381-Х

18. Cooper J. C. Illustriertes Lexikon der traditionellen Symbole / J. C. Cooper. — Leipzig : Drei Lilien Verlag ; By E. A. Seemann Verlag, 1986. — 240 S. — ISBN 3-928 127-27-6.

19. Daemmrich Horst S. Themen und Motive in der Literatur : ein Handbuch / S. Daemmrich Hors. — Tuebingen ; Basel : Franke, 1995. — 410 S. — ISBN 3-7720-1734-7.

20. Lengauer H. Siegfried Lipiner : Biographie im Zeichen des Prometheus / H. Lengauer // Die Oesterreichische Literatur. Ihr Profil von den Anfaengen im Mittelalter bis zur Gegenwart / Hrsg. von H. Zehman. — Graz : [b. i.], 1989. — Bd. 2. — S. 1227—1246.

21. Puetz P. «Arischer» Frevel und «semitische» Suende. Nietzsches Prometheus-Konzeption / P. Puetz // Prometheus : Mythos der Kultur / Hrsg. Edgar Pankow ; Guenter Peters. — Muenchen : Fink, 1999. — 248 S. — ISBN 3-7705-3381-Х.

22. Rohde E. Psуche. Seelenelement und Unsterblichkeitsglaube der Griechen / E. Ronde // Zweite verbesserte Auflage. — Leipzig und Tuebingen : Verlag von J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1898. — Bd. 1. — 329 S.

23. Scher S. P. Verbal music in German literature / S. P. Scher. — New Haven : University Press, 1968. — 181 p.

24. Scher S. P. Literatur und Musik : Еin Handbuch zur Theorie u. Praxis e. komparatist. Grenzgebietes / S. P. Scher ; Hrsg. von Steven Paul Scher. — Berlin : E. Schmidt, 1984. — 432 S. — ISBN 3-503-01650-3.


Рецензия

Для цитирования:


Качоровская А.Е. Рецепция дионисийской музыки как интермедиального аспекта немецкоязычного прометеевского дискурса в поэме Липинера «Освобожденный Прометей». Научный диалог. 2025;14(7):259-277. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-7-259-277

For citation:


Kachorovskaya A.E. Reception of Dionysian Music as an Intermedial Aspect of German-Language Promethean Discourse in Lipiner’s Poem “Der entfesselte Prometheus”. Nauchnyi dialog. 2025;14(7):259-277. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2025-14-7-259-277

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)