Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Рефлексивные представления студентов о себе как носителях инновационной культуры

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-6-223-239

Аннотация

Рассматривается малоисследованная в педагогике и психологии проблема изучения рефлексивных представлений студентов университета о себе как носителях инновационной культуры в контексте динамичных социокультурных трансформаций. Новизна авторского подхода состоит в постановке вопроса об инновационном потенциале личности обучающихся в университете, его содержании и структуре для организации целенаправленного развития студентов в период обучения в вузе. Уделяется внимание выявлению представлений студентов о сущности феномена носителя инновационной культуры, ее свойств и осознании себя в данном качестве. Приведены результаты эмпирического исследования, полученные на трех уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Сопоставительный анализ ответов респондентов на предложенные задания подтвердил рабочую гипотезу о недостаточном внимании теоретиков и практиков педагогики к исследуемой проблеме. Акцентировано внимание на вопросах необходимого и своевременного содействия рефлексивному восприятию инноваций в культуре. Полученные результаты ориентируют преподавателей и менеджеров высшей школы на организацию целенаправленной поддержки, фасилитации студентов всех уровней высшего образования в сфере рефлексивного восприятия себя как носителя инновационной культуры в условиях нарастающей свободы и ответственности.

Об авторах

М. Н. Дудина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Т. И. Гречухина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Бенин В. Л. Педагогическая культурология : курс лекций / В. Л. Бенин. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. - 515 с.

2. Берулава Г. А. Инновационная методологическая платформа высшего образования / Г. А. Берулава, М. Н. Берулава // Вестник Университета Российской академии образования. - 2012. - № 4 (62). - С. 8-36.

3. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : Булат, 2000. - 351 с.

4. Видт И. Е. Культурологические основы образования / И. Е. Видт. - Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 2002. - 164 с.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 томах. Т. 3 : История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - 328 с.

6. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения : Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - Москва : Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

7. Галажинский Э. В. Инновационный потенциал личности: содержание, структура, пути развития : справка [Электронный ресурс] / Э. В. Галажинский. - 2011. - Режим доступа : http://www.raop.ru/content/Otdelenie_psihologii_i_fiziologii.2011.06.15.Spravka.pdf.

8. Галажинский Э. В. Исследование инновационного потенциала личности: концептуальные основания / Э. В. Галажинский, В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 33. - С. 6-13.

9. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - Москва : Учпедгиз, 1956. - 378 с.

10. Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности / В. И. Долгова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12. - С. 17-24.

11. Дудина М. Н. Ассертивное поведение в этико-педагогическом дискурсе / М. Н. Дудина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2014а. - № 4 (132). - С. 163-170.

12. Дудина М. Н. Воспитательная функция в университете: традиции и реалии / М. Н. Дудина, Т. И. Гречухина // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2010. -№ 11 (79). - С. 33-47.

13. Дудина М. Н. Дидактические проблемы адекватности оценивания результатов сформированности компетенций у студентов в высшем образовании / М. Н. Дудина, Т. И. Гречухина // Компетентностный подход в образовании. - Ульяновск : Зебра, 2016. - С. 153-165.

14. Дудина М. Н. Достоинство личности носителя инновационной культуры в этико-педагогическом дискурсе / М. Н. Дудина // European Social Science Journal. - 2014б. - № 3. - Том 2. - С. 347-353.

15. Загоруля Т. Б. Проблема педагогического исследования личности носителя инновационной культуры в контексте соотношения цивилизации и культуры / Т. Б. Загоруля // Успехи современной науки. - 2016. - № 8. - Т. 2. - С. 55-59.

16. Корпоративная культура современного университета : роль в формировании профессиональной и личностной идентичности выпускника / Г. И. Петрова, С. Н. Зыкова, И. А. Ершова и др. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2017. - 128 с.

17. Лебедева Н. М. Методика исследования отношения личности к инновациям [Электронный ресурс] / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. - 2009. - Режим доступа : www.gramota.net/materials/1/2009/4-2/29.html.

18. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодернизма / Ж. Ф. Лиотар. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1988. - 159 с.

19. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений / Ф. Ницше // Философия в трагическую эпоху. - Москва : Рефл-бук, 1994. - С. 101-188. - ISBN 5-87983-012-8.

20. Пагнаева Е. А. Психологические особенности управления развитием инновационного потенциала учителя / Е. А. Пагнаева, И. В. Резанович // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 12 (63). - С. 247-254.

21. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -Москва : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

22. Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика : личностный аспект / Л. С. Подымова. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2012. - 207 с.

23. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. -Москва : Высшая школа, 2004. - 512 с.

24. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 томах / К. Д. Ушинский / сост. С. Ф. Егоров. - Москва : Педагогика, 1990. - Т. 5. - 528 с.

25. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика : теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - Москва : МГУ, 2003. - 415 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дудина М.Н., Гречухина Т.И. Рефлексивные представления студентов о себе как носителях инновационной культуры. Научный диалог. 2018;(6):223-239. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-6-223-239

For citation:


Dudina M.N., Grechukhina T.I. Students’ Reflexive Ideas about Themselves as Carriers of Innovative Culture. Nauchnyi dialog. 2018;(6):223-239. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-6-223-239

Просмотров: 451


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)