Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Англоязычный лингводидактический дискурс как отражение ситуации в современном языковом образовании Японии (на материале терминов категории «Учитель» в глобальном и локальном англоязычном лингводидактическом дискурсе Японии)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-1-9-24

Полный текст:

Аннотация

Данная статья является продолжением исследования, посвященного лингводидактическому дискурсу, в центре которого находятся проблемы современного языкового образования в Японии. Целью данного исследования является рассмотрение процессов взаимодействия глобального западно-ориентированного и локального японского англоязычного лингводидактического дискурса в образовательном пространстве Японии, а также выявление конфликтных областей, возникающих в процессе данного взаимодействия. Проблема взаимодействия данных дискурсов рассматривается автором на материале терминов, относящихся к базисной категории лингводидактики, а именно к категории «Учитель». Предполагается, что анализ терминов данной категории позволит определить общие сферы и различия интересов авторов дискурсов - носителей и неносителей английского языка, а также выявить ключевые положения и проблемы в современном языковом образовании Японии. В данной работе анализ дискурса осуществляется на базе трехаспектного анализа лингводидактического термина. Подобный метод анализа позволяет провести междисциплинарное исследование, затрагивающее сферы анализа дискурса, терминоведения и межкультурной коммуникации. Особое внимание в настоящей работе уделяется выявлению и анализу ключевых проблем взаимодействия рассматриваемых дискурсов, таких как проблема взаимодействия преподавателя-носителя английского языка и японского преподавателя английского языка; проблема профессионального развития японского преподавателя; и проблема коммуникативного обучения английскому языку в Японии.

Об авторе

И. Г. Атрощенко
Дальневосточный федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Butler Y. G. Factors associated with the notion that native speakers are the ideal language teachers: An examination of elementary school teachers in Japan / Y. G Butler // JALT Journal. - 2007. - № 29 (1). - P. 7-39.

2. Cook M. Helping Japanese Teachers of English Overcome Obstacles to Communicative Language Teaching in Overseas Teacher Development Programs / M. Cook, T. Gulliver // Asian EFL Journal Professional Teaching Articles. - 2014. - № 79. - P. 24-46.

3. Cook M. Revisiting Japanese English Teachers (JTEs) Perceptions of Communicative, Audio-lingual, and Grammar Translation (Yakudoku) Activities: Beliefs, Practices, and Rationales / M. Cook // Asian EFL Journal Professional Teaching Articles. - 2012. - № 14 (2). - P. 73-91.

4. Glasgow G. P. National Senior High School English Curriculum on Collaboration Between Japanese Teachers and Native Speakers / G. P. Glasgow // JALT Journal. - 2013. - № 35 (2). - P. 191-204.

5. Iida A. Teacher Autonomy and Professional Teacher Development: Exploring the Necessities for Developing Teacher Autonomy in EFL Japanese Contexts / A. Iida // Asian EFL Journal Professional Teaching Articles. - 2009. - № 35. - P. 47-65.

6. Kurihara Y. EFL Teachers’ Learning: Transitional Experiences from an Overseas Teacher Education Program to Japanese School Settings / Y. Kurihara // JALT Journal. - 2013. - № 35 (1). - P. 51-72.

7. Mahoney S. Role controversy among team teachers in the JET Programme / S. Mahoney // JALT Journal. - 2004. - № 26 (2). - P. 223-244.

8. Mikami A. Suggestions on Self-Evaluation Checklists for EFL Teachers in Japan / A. Mikami // The Language Teacher. - 2015. - № 39 (5). - P. 19-26.

9. Miyazato K. Power-Sharing Between NS and NNS Teachers: Linguistically Powerful AETs VS. Culturally Powerful JTEs / K. Miyazato // JALT Journal. - 2009. - № 31 (1). - May. - P. 35-61.

10. Rapley D. J. Policy and reality: The teaching of oral communication by Japanese teachers of English in public junior high schools in Kurashiki City, Japan / D. J. Rapley // Asian EFL Journal Professional Teaching Articles. - 2009. - Jul. 28. - P. 1-157.

11. Richards J. C. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics / J. C. Richards, R. Schmidt. - Harlow : Longman. - 2010. - 645 p.

12. Sutherland S. Team teaching: Four barriers to native English speaking assistant teachers’ ability to model native English in Japanese classrooms / S. Sutherland // Asian EFL Journal: Quarterly. - 2014. - № 16 (2). - P. 156-180.

13. Атрощенко И. Г. Англоязычный лингводидактический дискурс как отражение ситуации в современном языковом образовании Японии (на материале терминов категории «Ученик» в глобальном и локальном англоязычном лингводидактическом дискурсе Японии) / И. Г. Атрощенко // Научный диалог. - 2017. - № 10. - С. 9-25.

14. Ловцевич Г. Н. Кросскультурный терминологический словарь как средство репрезентации терминологии гуманитарных наук / Г. Н. Ловцевич. - Владивосток : Дальневосточный университет, 2009. - 309 с.

15. Молодякова Э. В. Школьное образование в Японии / Э. В. Молодякова // Япония. Ежегодник. - 2009. - № 39. - С. 155-171.

16. Фатеева Н. А. Заглавие и текст в русской поэзии конца XX века / Н. А. Фатеева // Текст. Интертекст. Культура : сборник докладов Международной научной конференции, 4-7 апреля 2001 г. - Москва : Азбуковник, 2001. - С. 395-411.

17. Alderson J. C. TOEFL preparation courses: a study of washback / J. C. Alderson, L. Hamp-Lyons // Language Testing. - 1996. - № 13 (2). - P. 280-297.

18. Galloway N. A critical analysis of the JET programme / N. Galloway // The Journal of Kanda University of International Studies. - 2009. - № 21. - P. 169-207.

19. Hosoki Y. English language education in Japan: transitions and challenges / Y. Hosoki // Kokusai Kankeigaku Bulletin. - 2011. - Vol. 6, № 1. - P. 199-215.

20. Iwamoto K. Team teaching in new ‘communication’ courses / K. Iwamoto // The English Teachers’ Magazine. - 1999. - № 3. - P. 34-36.

21. Kumabe N. What ALTs have brought about / N. Kumabe // Modern English Teaching. - 1996. - № 9. - P. 13.

22. Marchessau G. The State of the JET Programme, Team Teaching and English Education in Japan / G. Marchessau // Research Bulletin of Naruto University of Education. - 2006. - № 21. - P. 168-174.

23. McConnell D. Importing diversity: inside Japan’s JET Program / D. McConnell. - Berkeley : University of California Press, 2000. - 35 p.

24. Sakui K. Wearing two pairs of shoes: language teaching in Japan / K. Sakui // ELT Journal. - 2004. - № 58 (2). - P. 155-163.

25. Sakui K. Investigating Japanese learner’s beliefs about language learning / K. Sakui, S. J. Gaies // System. - 1999. - № 27. - P. 473-492.

26. Tajino A. Native and non-native: What can they offer? Lessons from team-teaching in Japan / A. Tajino, Y. Tajino // ELT Journal. - 2000. - № 54. - P. 3-11.

27. Tajino A. Perspectives on team teaching by students and teachers: Exploring foundations for team learning / A. Tajino, L. Walker // Language, Culture, and Curriculum. - 1998. - № 11 (1). - P. 113-131.

28. Tang C. The Identity of the Nonnative ESL Teacher: On the Power and Status of Nonnative ESL Teachers / C. Tang // TESOL Quarterly. - 1997. - № 31 (3). - P. 577-583.

29. The JET Programme (The Japan Exchange and Teaching Programme) [Electronic resource]. - Access mode : http://jetprogramme.org/en/.

30. Wada M. Team teaching and the revised course of study / M. Wada // Studies in team teaching. - Tokyo : Kenkyusha, 1994. - P. 7-16.


Для цитирования:


Атрощенко И.Г. Англоязычный лингводидактический дискурс как отражение ситуации в современном языковом образовании Японии (на материале терминов категории «Учитель» в глобальном и локальном англоязычном лингводидактическом дискурсе Японии). Научный диалог. 2019;(1):9-24. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-1-9-24

For citation:


Atroshchenko I.G. English Language Linguo-Didactic Discourse as a Reflection of Situation in Modern Language Education in Japan (by Material of Terms of “Teacher” Category in Global and Local English-Language Linguo-Didactic Discourse in Japan). Nauchnyi dialog. 2019;(1):9-24. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-1-9-24

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)