Аннотация
Представлен анализ незавершенного романа «Житие великого грешника». Доказывается, что религиозные представления Тихона Задонского о свободе, благородстве, смирении легли в основу образа главного героя произведения. Автор подчеркивает, что романист наметил сложную структуру образа героя, устремления которого разнонаправленны: с одной стороны, к свободе как власти над людьми и мирскому величию, а с другой - к христианской свободе и смирению. Уделяется внимание вопросу об условиях обретения молодым героем православно-христианской веры. Автор показывает, что в процессе его рассмотрения романист включил в систему персонажей произведения фигуру наставника, прообразом которого стал Тихон Задонский. Выявлено проблемно-тематическое ядро замысла: литературный Тихон призывает героя к смирению (победить себя с Божьей помощью), однако тот не проникается существом учения и следует по пути ложного смирения, искажая услышанное от наставника и вооружаясь формулой «победи себя и победишь мир» в ее исключительно мирском понимании. Автор приходит к выводу, что Достоевский не снимает при этом перспективу духовного преображения молодого героя, но, испытывая затруднения в ее художественном раскрытии, оставляет замысел. Автор полагает, что сюжетно-фабульная ситуация «наставник - ученик» сохраняет свою значимость в проблемно-тематическом аспекте в дальнейшем творчестве романиста («Бесы» и «Братья Карамазовы»).