Аннотация
Статья посвящена изучению информационного, концептуального и эмоционального баланса коммуникативно-текстовой среды региональных СМИ в контексте конструирования локального патриотизма прошлого и характеристики воздействия на массового адресата (на примере СМИ Волгоградской области). Принцип баланса рассматривается как интегральный принцип экологичности. Локальный патриотизм определяется как дискурсивно формируемое отношение субъекта и объекта патриотизма. Используется интегративный подход, обеспечивающий возможность анализа лингвистических и нелингвистических явлений, привлечение достижений в разных сферах знания. Исследуются полнота отражения событийного контента, представляемые типы фактов, суперструктура текста; градуирование истинности на уровне пропозиционального содержания или пропозициональной установки, точность реактуализации, фокусность и средства смещения коммуникативного фокуса, явление рекуррентности, типы заголовков; оценочные определения к гиперонимам объектов реактуализации ( прошлое, история ) и к базовым топонимам региона; соотношение позитивных и негативных эмоциогенных смысловых элементов, типы эмоциональной тональности. Показано, что характеристики сбалансированности коммуникативно-текстовой среды определяют воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы адресата. Результаты указывают на реализуемый контроль информирования, восприятия и интерпретаций адресата, селективный, нерегулярный, мозаичный, «заместительный», «неличный», «дистанцировнаный» характер формирования картины прошлого региона, «ивентизацию» памяти, что способствует симплификации и клишированности формируемых образов, снижению интериоризации, усложняет инициацию эмоциональной сопричастности и ценностного отношения.