Аннотация
Рассматриваются стратегии освоения пространства, механизмы адаптации и идентификации локальных культур народа саха (якутов) в постоянной тесной связи с природной средой. Выявлены инвариантные особенности этнокультурного ландшафта якутов, сформировавшиеся на базе локальных мировоззренческих представлений. Материалом для кросс-культурного исследования послужили фольклорные, этнографические и лингвистические данные, отражающие и раскрывающие фундаментальные и символические значения доминантных символов пространств и экологические традиции, основанные на одухотворении ландшафтного окружения. Новизна исследования видится в том, что в работе впервые анализируются в семантическом контексте природные объекты (алаас, лес, водоемы, гора), которые сыграли ключевую роль в формировании локальных идентичностей. Историко-когнитивный и лингвистический анализ ментально-культурного слоя природных объектов показал, что в культурной модели якутов сохранились архаические элементы, связанные с тюрко-монгольским субстратом. Показано, что якуты перенесли метафору юга и стереотипы пространственного поведения, основанные на восприятии южной прародины, в новое географическое пространство. Автор утверждает, что природные объекты аккумулируют в себе идеальные представления о пригодной для проживания местности и «кормящего ландшафта» и становятся ключевыми этнодифференцирующими маркерами и основой национально-культурного нарратива якутского народа. Таким образом, концептуальные основы восприятия природных объектов в сознании якутского народа определяются, с одной стороны утилитарными представлениями о территории как хозяйственно-освоенном пространстве, с другой стороны - мифологическим восприятием реального географического пространства как ценностно-неоднородных локусов согласно универсальному разделению «свой / чужой».