Аннотация
Представлен социальный портрет гимназического учителя древних и новых языков на рубеже XIX-XX веков. Показана миссия учителя, объем его учебной нагрузки, возможность совмещения преподавания нескольких предметов гимназического курса. Представлены сведения об особенностях работы в должности наставников классов. Выделены формы работы, которые оплачивались дополнительно, а также те, за которые учителя не получали никакого вознаграждения. Сообщаются сведения о количестве уроков в неделю и о сумме оплаты. Охарактеризовано материальное положение учителя, в частности, расходы на квартплату, питание, духовное развитие. Приводятся требования учителей об увеличении зарплаты и снижении учебной нагрузки. Анализируется обращение к учителям страны Правления «Общества взаимного вспоможения лицам педагогического звания» с просьбой активизировать в учебных заведениях работу по сбору средств для помощи нуждающимся учителям. Сделан вывод о том, что объем учебной нагрузки и материальное вознаграждение не соответствовали той высокой социокультурной миссии, которая возлагалась на учителя, но в данный исторический период учитель был эталоном образованности, культуры, непререкаемым авторитетом, за что снискал уважительное отношение со стороны учеников, их родителей, общественности.