Особенности формирования адгерентной негативной оценочности медийных новообразований
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-5-97-112
Полный текст:
Аннотация
Рассматриваются особенности формирования адгерентной негативной оценочности новообразований на материале заголовков электронных СМИ. Представлены результаты их структурно-семантического, контекстуального и прагматического анализа. Выполнено исследование основных способов формирования адгерентной негативной оценочности новообразований под влиянием узкого (контекст заголовка) и широкого (контекст целостного медийного произведения) вербальных контекстов, а также под влиянием экстралингвистических условий употребления (коммуникативно-прагматические установки автора, особенности объекта оценки, специфика системы ценностей). Делается вывод о том, что адгерентная негативная оценочность новообразований формируется в контексте за счет актуализации и интенсификации негативно-оценочных компонентов семантики производящего слова, в то же время за счет условий употребления возможна деинтенсификация оценочной семантики структурных компонентов новообразования, вплоть до нейтрализации оценочности новообразования, а также реверсия (смена знака) оценки с позитивной на негативную. Также проанализированы случаи формирования адгерентной негативно-оценочной семантики у новообразований, созданных на базе оценочно-нейтральных компонентов. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в журналистской практике, а также в практике преподавания вузовских курсов по морфемике, лексикологии и спецкурсов по изучению языка СМИ, прагмалингвистике.
Об авторе
В. А. Куликова
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Россия
Просмотров:
513