ФАКТ vs. МЕДИАФАКТ: сравнительный анализ концептуальных моделей
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-5-132-145
Полный текст:
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена проблемой несоответствия между конструируемой медиареальностью и действительностью. Автор видит причину данной проблемы в том, что производители медиаконтента эксплуатируют синонимичное употребление слов «факт» и «медиафакт». Автор отмечает, что исследования, проведенные ранее, не позволяют наглядно продемонстрировать неравнозначность этих понятий, поэтому указывает на необходимость применить метод моделирования для решения этого вопроса. Предлагается построить и затем сравнить концептуальные модели ФАКТА и МЕДИАФАКТА, учитывающие образно-перцептивную, понятийную и ценностную стороны концепта. Уделяется внимание необходимости учитывать категории абсолютности, относительности, амбивалентности. Представлены результаты сопоставительного анализа поученных моделей. Подчеркивается значимость фактора медийности в процессе формирования концептуальных признаков МЕДИАФАКТА. Выявлены дифференцирующие признаки ФАКТА (истина) и МЕДИАФАКТА (пертинентность) на ценностной стороне моделей. Показано, что ядерные концептуальные признаки ФАКТА (достоверность и объективность) сохранились в концептуальной модели МЕДИАФАКТА, но перешли из абсолютной категории в амбивалентную. Сделан вывод о том, что сравнительный анализ концептуальных моделей позволил сопоставить похожие понятия «факт» и «медиафакт» и продемонстрировать их неравнозначность.
Об авторе
Н. А. Пром
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университет»
Россия
Просмотров:
629