Методология современного риторического образования: российские научные школы нового времени
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-6-9-43
Полный текст:
Аннотация
Статья посвящена описанию деятельности российских научных школ в теоретическом и педагогическом осмыслении риторики как науки о законах и правилах эффективной и целесообразной речи. Рассматривается процесс восстановления в России c 70-80-х годов прошлого века риторики - классической дисциплины, занимающейся проблемами речи и культуры речевого общения. Показано, что результатом этого процесса стало создание в различных вузах России оригинальных научно-педагогических концепций, которые охватывают сегодня весь спектр общериторических правил построения прозаической речи и частные вопросы ведения профессиональной коммуникации в самых разных областях деятельности. Отмечается, что каждая описываемая научная школа предлагает самостоятельные способы и приемы обучения хорошей и правильной, убедительной и украшенной, совершенной речи. Риторика определяется как центральная филологическая дисциплина, занимающаяся проблемами общественно-речевой практики и диктующая своими рекомендациями определенный стиль мысли и стиль жизни. Подчеркивается, что данная наука соотносится со всеми «речевыми профессиями», поскольку каждый грамотный специалист выражает себя в слове и организует свою деятельность через общение и создание эффективных воздействующих текстов.
Об авторах
В. И. Аннушкин
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина»
Россия
А. В. Щербаков
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина»
Россия
Просмотров: 894