Аннотация
В статье исследуются истоки романтического мироощущения в творчестве американской писательницы и философа русского происхождения Айн Рэнд (Алисы Зиновьевны Розенбаум, 1905-1982). За основу анализа принимаются русский и американский варианты романтического направления в литературе, которые различаются трактовкой романтического героя. Айн Рэнд формулирует собственное понимание романтизма, в котором определяющим для романтического героя является наличие воли по отношению к собственному характеру и бытию. Сравнивая тексты Рэнд и представителей business romance С. Мервина и Г. К. Уэбстера, Calumet K (1901), можно отметить, что их герои внешне похожи (они ответственны, принципиальны, умеют вдохновлять других), но на глубинном уровне различаются. Показано, что в центре повествования романов Рэнд лежит судьба человечества, а не просто осмысление путей решения очередной производственной проблемы. Отмечается, что ее герои преодолевают противоречия, пытаются понять себя. Утверждается, что Айн Рэнд делает задачей своего творчества именно преодоление дуализма, следуя традициям русской литературы на американской почве: взяв за основу efficacious man , она воплощает в своих героях то, к чему стремились русские романтики: создать идеал человека цельного, меняющего себя и окружающий мир.