Аннотация
Впервые рассматриваются средства создания внесценического пространства и его соотношение с пространством сценическим в пьесах Д. Липскерова. Для изучения внесценического пространства в рамках театрального дискурса используются понятия нарратологии ( диегезис, нарратив, фокализация ) и социологии пространства ( окружающий мир и совместный мир ). Установлено, что «замкнутость» сценического пространства подразумевает его обязательное взаимодействие с пространством внесценическим, причем процесс его включения в подобное взаимодействие рассматривается в двух различных ситуациях: в дискурсе читательском и дискурсе театральном. Показано, что в читательском дискурсе внесценическое пространство вводится как ремарками, так и согласно внутренней фокализации текста, в связи с чем в текстовой ткани драматургом акцентируется акт наблюдения и описания видимого. В статье отмечается, что Д. Липскеров в своих пьесах, равно как и в романах, реализует «сомнамбулические» нарративы: через акты наблюдения драматург руководит вниманием читателя, благодаря чему его пьесы вписаны в кинематографическую парадигму и содержат элементы литературной кинематографичности (аудиовизуальные образы, монтажность повествования, хронотопические сдвиги). Доказывается, что авторская игра с пространством (совмещение сценического и внесценического) позволяет Д. Липскерову создавать пьесы, существующие в полисемиотическом пространстве театрального и читательского дискурса.