Поэтика визуального образа в «кавказском тексте» А. С. Грибоедова
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-3-250-264
Полный текст:
Аннотация
Объектом исследования выступает «кавказский текст» А. С. Грибоедова в его эстетике живописного. Цель исследования - выявление особенностей и принципов создания иллюзии зрительного восприятия в «кавказском тексте» А. С. Грибоедова. Актуальность поставленной проблемы определяется акцентуацией ценностного знакомства русского читателя с кавказской культурой в ее природной составляющей, а также малоизученностью «кавказского текста» А. С. Грибоедова и необходимостью уточнения особенностей становления художественного метода поэта. Новизна исследования заключается в выявлении особенностей поэтики визуализации в «кавказской тексте» А. С. Грибоедова, определении механизмов словесной передачи живописного. Посредством анализа «кавказского текста» в традиции pittoresque voyage (путешествия в поисках живописного) в статье впервые рассматривается поэтика живописной изобразительности А. С. Грибоедова, проявившаяся в отборе красочных видов, следовании принципу местного колорита, нахождении цветовых решений для словесных пейзажей. Среди ведущих принципов изобразительности выделяются принципы кадрирования, чередования общего, крупного и сверхкрупного (объемное изображение мелких деталей) планов. Делаются выводы о важности средств визуализации для создания природных и национально-бытовых картин Кавказа. Господство поэтики осязаемой предметности при воспроизведении национальных картин и исторических событий позволяет рассматривать «кавказский текст» А. С. Грибоедова как ступень к новой, реалистической, традиции изображения Кавказа, а реализм - как основу художественного метода поэта.
Об авторе
К. А. Поташова
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет
Россия
Просмотров:
431