Авторская модальность дидактического текста и читательское восприятие (на материале «Адаба» А. Г. Дымова)
Аннотация
Рассматриваются аспекты проявления авторской модальности и связанные с этим особенности восприятия дидактического текста. Кратко характеризуется отражение дидактического дискурса в литературоведческой рецепции, аргументируется значимость выявления авторской модальности в нравоучительных текстах, представленных в образовательной литературе. На конкретном материале исследуются формы выражения авторского сознания и специфика восприятия дидактического текста. Показана определяющая роль фоновых знаний в ситуации, когда читатель и автор дидактического сочинения принадлежат к разным эпохам. Формы выражения модальности в представленном материале определяются выбором жанра и особенностями взаимодействия авторского сознания с законами этого жанра, точками зрения, доминирующими в тексте, и закономерностями их взаимодействия, выбором героя и персонажей, степенью категоричности авторского «я». Примеры приводятся из дидактических сочинений А. Г. Дымова («Адаб»), творчество которого до настоящего времени не рассматривалось с позиции смысловой выразительности задействованного в нем субъекта авторского плана. Несмотря на то, что мера субъективности в дидактическом тексте, предназначенном для образовательных целей, должна быть минимальной, а их эстетика может быть непритязательной, на конкретном материале доказано, что распознание форм авторской модальности позволяет не только конкретизировать ценностные установки автора, но и во многом судить о причинах, удерживающих внимание при чтении подобных текстов.
Ключевые слова
Об авторах
И. А. КажароваРоссия
SPIN-код 8466-0022, Researcher ID K-2461-2018
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора кабардинской литературы
Нальчик
З. А. Кучукова
Россия
доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литератур
Нальчик
Л. Б. Берберова
Россия
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Департамента языковой подготовки,
Москва
Список литературы
1. Адаб баксанского культурного движения / сост. З. М. Налоев. — Нальчик : Эльбрус, 1991. — 440 с.
2. Антология ранней адыгоязычной литературы / сост. З. М. Налоев. — Нальчик : КБИГИ, 2010. — 352 с.
3. Валгина Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. — Москва : Логос, 2003. — 173 с.
4. Ваулина С. С. Авторская модальность как текстообразующая категория (к постановке проблемы) / С. С. Ваулина, О. В. Девина // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — 2010. — № 8. — С. 8—13.
5. Введение в литературоведение / ред. Л. В. Чернец. — Москва : Высшая школа, 2006. — 680 с.
6. Гафаров А. А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX — начало XX вв.) / А. А. Гафаров. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2014. — 564 с.
7. Донскова Е. Ю. Образ автора и «точка зрения» в аспекте модальности художественного текста / Е. Ю. Донскова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. — 2015. — Вып. 4 (168). — С. 35—39.
8. Дымов А. Г. Избранное / А. Г. Дымов. — Нальчик : Эльбрус, 2003. — 124 с.
9. Кажарова И. А. Кабардинская поэзия ХХ века : актуализация идеала / И. А. Кажарова. — Нальчик : Печатный двор, 2014. — 176 с.
10. Кажарова И. А. Становление идеала совершенного человека в адыгской письменности начала ХХ века (на материале сочинений А. Г. Дымова) / И. А. Кажарова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 7—2 (73). — С. 23—25.
11. Налоев З. М. Этюды по истории культуры адыгов / З. М. Налоев. — Наль-чик : Эльбрус, 2009. — 656 с.
12. Сенюткина О. Н. Джадидизм как часть российского исламского дискурса (современные историографические оценки) / О. Н. Сенюткина // Исламоведение. — 2018. — Т. 9, № 2 (36). — С. 15—29.
13. Теория литературы : в 2 т. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / ред. Н. Д. Тамарченко. — Москва : Академия, 2004. — 512 с.
14. Теория литературы : в 2 т. Т. 2. Историческая поэтика / ред. Н. Д. Тамарченко. — Москва : Академия, 2004. — 368 с.
15. Теория литературы : в 4 т. Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) / ред. Ю. Б. Борев [и др.]. — Москва : ИМЛИ РАН, 2003. — 592 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кажарова И.А., Кучукова З.А., Берберова Л.Б. Авторская модальность дидактического текста и читательское восприятие (на материале «Адаба» А. Г. Дымова). Научный диалог. 2020;(8):215-229. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-215-229
For citation:
Kazharova I.A., Kuchukova Z.A., Berberova L.B. Author’s Modality of Didactic Text and Reader’s Perception (by Example of A. G. Dymov’s “Adab”). Nauchnyi dialog. 2020;(8):215-229. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-215-229