Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Авторская модальность дидактического текста и читательское восприятие (на материале «Адаба» А. Г. Дымова)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-215-229

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются аспекты проявления авторской модальности и связанные с этим особенности восприятия дидактического текста. Кратко характеризуется отражение дидактического дискурса в литературоведческой рецепции, аргументируется значимость выявления авторской модальности в нравоучительных текстах, представленных в образовательной литературе. На конкретном материале исследуются формы выражения авторского сознания и специфика восприятия дидактического текста. Показана определяющая роль фоновых знаний в ситуации, когда читатель и автор дидактического сочинения принадлежат к разным эпохам. Формы выражения модальности в представленном материале определяются выбором жанра и особенностями взаимодействия авторского сознания с законами этого жанра, точками зрения, доминирующими в тексте, и закономерностями их взаимодействия, выбором героя и персонажей, степенью категоричности авторского «я». Примеры приводятся из дидактических сочинений А. Г. Дымова («Адаб»), творчество которого до настоящего времени не рассматривалось с позиции смысловой выразительности задействованного в нем субъекта авторского плана. Несмотря на то, что мера субъективности в дидактическом тексте, предназначенном для образовательных целей, должна быть минимальной, а их эстетика может быть непритязательной, на конкретном материале доказано, что распознание форм авторской модальности позволяет не только конкретизировать ценностные установки автора, но и во многом судить о причинах, удерживающих внимание при чтении подобных текстов.

Об авторах

И. А. Кажарова
Институт гуманитарных исследований — филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»
Россия

SPIN-код 8466-0022, Researcher ID K-2461-2018

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора кабардинской литературы

Нальчик



З. А. Кучукова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»
Россия

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литератур

Нальчик



Л. Б. Берберова
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Департамента языковой подготовки, 

Москва



Список литературы

1. Адаб баксанского культурного движения / сост. З. М. Налоев. — Нальчик : Эльбрус, 1991. — 440 с.

2. Антология ранней адыгоязычной литературы / сост. З. М. Налоев. — Нальчик : КБИГИ, 2010. — 352 с.

3. Валгина Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. — Москва : Логос, 2003. — 173 с.

4. Ваулина С. С. Авторская модальность как текстообразующая категория (к постановке проблемы) / С. С. Ваулина, О. В. Девина // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — 2010. — № 8. — С. 8—13.

5. Введение в литературоведение / ред. Л. В. Чернец. — Москва : Высшая школа, 2006. — 680 с.

6. Гафаров А. А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX — начало XX вв.) / А. А. Гафаров. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2014. — 564 с.

7. Донскова Е. Ю. Образ автора и «точка зрения» в аспекте модальности художественного текста / Е. Ю. Донскова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. — 2015. — Вып. 4 (168). — С. 35—39.

8. Дымов А. Г. Избранное / А. Г. Дымов. — Нальчик : Эльбрус, 2003. — 124 с.

9. Кажарова И. А. Кабардинская поэзия ХХ века : актуализация идеала / И. А. Кажарова. — Нальчик : Печатный двор, 2014. — 176 с.

10. Кажарова И. А. Становление идеала совершенного человека в адыгской письменности начала ХХ века (на материале сочинений А. Г. Дымова) / И. А. Кажарова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 7—2 (73). — С. 23—25.

11. Налоев З. М. Этюды по истории культуры адыгов / З. М. Налоев. — Наль-чик : Эльбрус, 2009. — 656 с.

12. Сенюткина О. Н. Джадидизм как часть российского исламского дискурса (современные историографические оценки) / О. Н. Сенюткина // Исламоведение. — 2018. — Т. 9, № 2 (36). — С. 15—29.

13. Теория литературы : в 2 т. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / ред. Н. Д. Тамарченко. — Москва : Академия, 2004. — 512 с.

14. Теория литературы : в 2 т. Т. 2. Историческая поэтика / ред. Н. Д. Тамарченко. — Москва : Академия, 2004. — 368 с.

15. Теория литературы : в 4 т. Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) / ред. Ю. Б. Борев [и др.]. — Москва : ИМЛИ РАН, 2003. — 592 с.


Для цитирования:


Кажарова И.А., Кучукова З.А., Берберова Л.Б. Авторская модальность дидактического текста и читательское восприятие (на материале «Адаба» А. Г. Дымова). Научный диалог. 2020;1(8):215-229. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-215-229

For citation:


Kazharova I.A., Kuchukova Z.A., Berberova L.B. Author’s Modality of Didactic Text and Reader’s Perception (by Example of A. G. Dymov’s “Adab”). Nauchnyi dialog. 2020;1(8):215-229. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-215-229

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)