К вопросу о значении трёхногого коня в религиозно-мифологических представлениях осетин
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-383-397
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению образа чудесного трёхногого коня, принадлежащего, согласно религиозным воззрениям осетин, небесному покровителю мужчин, воинов и путников Уастырджи. Актуальность исследования обусловлена тем, что Уастырджи является одним основных действующих лиц осетинского эпоса и мифологии, поэтому тщательное изучение всех связанных с ним сюжетов и персонажей способствует более полной реконструкции традиционных религиозно-мифологических представлений осетин. Кроме того, настоящее исследование является ответом на возросший в Осетии общественный интерес к данной проблематике, которая в последнее время приобрела дискуссионный характер. Подвергается критике распространённая трактовка мотива трёхногости чудесного коня как его трансформированной «огненноногости». Представлен обширный сопоставительный материал, показывающий распространённость образа трёхногого коня в фольклоре и мифологических системах разных народов мира. Автор приходит к выводу, что мотив трёхногости есть одно из проявлений солярной символики коня в мифологии. Уделяется внимание рассмотрению присущей образу трёхногого коня психопомпной функции. Новизна исследования видится в привлечении для истолкования мотива трёхногости новых аргументов (прежде всего данных индоиранской мифологии), ранее остававшихся за пределами внимания исследователей.
Об авторе
А. В. ДарчиевРоссия
ResearcherID B-6545-2017, SPIN 7095-1837
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии
Владикавказ
Список литературы
1. Абаев В. И. Дохристианская религия алан / В. И. Абаев // Абаев В. И. Избранные труды. — Владикавказ : Ир, 1990а. — Т. 1. — С. 102—114.
2. Абаев В. И. Как апостол Пётр стал Нептуном / В. И. Абаев // Абаев В. И. Избранные труды. — Владикавказ : Ир, 1990б. —Т. 1. — С. 123—136.
3. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в 3 т. / А. Н. Афанасьев ; подготовка текста, предисл. и примеч. В. Я. Проппа. — Москва : Гослитиздат. Ленингр. отд-ние, 1957. — Т. 2. — 510 с.
4. Евсюков В. В. Бронзовая модель колесницы эпохи Чуньцю в свете сравнительного анализа колесничных мифов / В. В. Евсюков, С. А. Комиссаров // Новое в археологии Китая. Исследования и проблемы. — Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1984. — С. 52—66.
5. Курдские сказки, легенды и предания. — Москва : Наука, 1989. — 623 с.
6. Николаев Р. В. Фольклор и вопросы этнической истории кетов / Р. В. Николаев. — Красноярск : Изд-во Краснояр. Ун-та, 1985. — 127 с.
7. Сакали М. А. Образ коня в туркменских и русских волшебных сказках. (Предварительное сообщение) / М. А. Сакали // Известия Туркменского филиала Академии Наук СССР. — Ашхабад : Изд-во ТуркменФАН, 1945. — № 3—4. — С. 36—42.
8. Топоров В. Н. К этимологии др.-инд. kram- «шагать», «ступать» / В. Н. Топоров // Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике : сборник научных трудов. — Москва : Языки славянских культур, 2010. — Т. 3. — Кн. 2. — С. 96—116.
9. Туаллагов А. А. Скифо-сарматский мир и Нартовский эпос осетин / А. А. Туаллагов. — Владикавказ : Изд-во СОГУ, 2001. — 315 с.
10. Цгоев Х. Ф. Словарь осетинской мифологии и уклада жизни. 2-е изд., доп. и испр. / Х. Ф. Цгоев. — Владикавказ : СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. — 753 с.
11. Чеджемты Г. Нарты нӕртон Уырызмӕг / Г. Чеджемты // Мах дуг. — 1976. — № 3. — Ф. 85—98.
12. Чибиров Т. Н. Классификация иппонимов в осетинской, русской и английской лингвокультурах / Т. Н. Чибиров // Вестник ВНЦ. — 2018. — Т. 18. — № 1. — С. 10—18. DOI 10.23671/VNC.2018.1.12019
13. Чочиев А. Р. Очерки истории социальной культуры осетин (традиции кочев-ничества и оседлости в социальной культуре осетин) / А. Р. Чочиев. — Цхинвал : Иры-стон, 1985. — 288 с.
14. Bachrach B. S. A History of the Alans in the West. From Their First Appearance in the Sources of Classical Antiquity through the Early Middle Ages / B. S. Bachrach. — Minneapolis : University of Minnesota Press, 1973. — 161 p.
15. Baldaeus Ph. Wahrhaftige Ausführliche Beschreibung : Der Berühmten Os-tindischen Küsten Malabar und Coromandel, als Auch der Insel Zeylon / Ph. Baldaeus. — Amsterdam : Bey Johannes Janssonius von Waesberge und von Someren, 1672. — 610 S.
16. Charpentier J. The Brit. Mus. MS. Sloane 3290, the Common Source of Baldæus and Dapper / J. Charpentier // Bulletin of the School of Oriental Studies, University of Lon-don. — Cambridge : Cambridge University Press, 1924. — Vol. 3. — № 3. — Pp. 413—420.
17. Cirlot J. E. A Dictionary of Symbols. 2nd ed. / J. E. Cirlot. — London : Routledge, 1971. — 419 p.
18. Cosquin E. Contes populaires de Lorraine : comparés avec les contes des autres provinces de france et des pays étrangers / E. Cosquin. — Paris : F. Wieweg, 1886. — T. 1. — 376 p.
19. Darmesteter J. Le Zend-Avesta. Traduction nouvelle avec commentaire historique et philologique / J. Darmesteter. — Paris : Ernest Leroux, 1892. — Vol. 1. — 500 p.
20. Dumézil G. Mythe et épopée. L‘ideologie des trois fonctions dans les epopees des peuples indo-europeens / G. Dumézil. — Paris : Gallimard, 1968. — Vol. 1. — 653 p.
21. Goblet d’Alviella E. Symbols : their migration and universality / E. Goblet d’Alviella. — Mineola, New York : Dover Publications, 2000. — 277 p. (reprint).
22. Gonda J. Aspects of Early Viṣṇuism / J. Gonda. — Utrecht : A. Oosthoek, 1954. — 270 p.
23. Höfler O. Kultische Geheimbünde der Germanen / O. Höfler. — Frankfurt am Mein : M. Diesterweg, 1934. — Bd. 1. — 357 S.
24. Howey M. O. The horse in Magic and Myth / M. O. Howey. — London : William Rider & Son, 1923. — 238 p.
25. Ivančik A. I. Les guerriers-chiens : Loups-garous et invasions scythes en Asie Mi-neure / A. I. Ivančik // Revue de l’histoire des religions. — 1993. — Vol. 210. — № 3. — Pp. 305—330.
26. Ivantchik A. I. Am Vorabend der Kolonisation. Das nördliche Schwarzmeergebiet und die Steppennomaden des 8. — 7. Jhs. v.Chr. in der klassischen Literaturtradition : Mün-dliche Überlieferung, Literatur und Geschichte (Pontus Septentrionalis, 3) / A. I. Ivantchik. — Berlin, Moskau, 2005. — 311 S.
27. Jähns M. Ross und Reiter in Leben und Sprache, Glauben und Geschichte der Deutschen / M. Jähns. — Leipzig: Grunow, 1872. — Bd. 1. — 464 S.
28. Jung C. G. Zur Phänomenologie des Geistes im Märchen / C. G. Jung // Jung C. G. Symbolik des Geistes. — Zürich : Rascher, 1948. — S. 3—67.
29. Kershaw K. The One-eyed God : Odin and the (Indo-) Germanic Männerbünde / K. Kershaw. — Washington, D.C. : Institute for the Study of Man, 2000. — 306 p.
30. Kuiper F. B. J. The three strides of Viṣṇu / F. B. J. Kuiper // Indological studies in honor of W. Norman Braun / Ed. by E. Bender. — New Haven, Connecticut : American Ori-ental Society, 1962. — Pp. 137—151.
31. Menzel W. Odin / W. Menzel. — Stuttgart : Paul Neff, 1855. — Bd. 1. — 352 S.
32. Obermüller W. Deutsch-keltisches, geschichtlich-geographisches Wörterbuch / W. Obermüller. — Berlin : Denicke [u. a.], 1872. — Bd. 2. — 1049 S.
33. Ninck M. Odin und germanischer Schicksalsglaube / M. Ninck. — Jena : Eugen Diederich, 1935. — 358 S.
34. Mourier J. Contes et legendes du Caucase / J. Mourier. — Paris : Maisonneuve & Ch. Leclerc, 1888. — 113 p.
35. Panzer F. Hilde-Gudrun. Eine sagen- und literargeschichtliche Untersuchung / F. Panzer. — Halle a. S. : Max Niemeyer, 1901. — 451 S.
36. Pavry J. D. C. The zoroastrian doctrine of a future life. From death to the individ-ual judgment. 2nd ed. / J. D. C. Pavry. — New York : Columbia University Press, 1929. — 126 p.
37. Scheibelreiter G. Tiernamen und Wappenwesen / G. Scheibelreiter. — Wien : Böh-lau, 1976. — 150 S. [Veröffentlichungen des Instituts für österreichische Ges-chichtsforschung. Bd. 24].
38. Spieß K. v. Die Behälter des Unsterblichkeitstrankes / K. v. Spieß // Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien. — Wien : Kommission bei Alfred Hölder, K.U.K. Hof- und Üniversitäts-Buchhändler, 1914. — Bd. 44. — S. 17—43.
39. Tscheinen M. Walliser-Sagen. Gesammelt und hrsg. von Sagenfreunden / M. Tscheinen, P. J. Ruppen. — Sitten : Schmid, 1872. — 282 S.
40. Ungarische Volksmärchen / hg. Ágnes Kovács. — Düsseldorf-Köln : Diederichs, 1966. — 344 S.
41. Varadpande M. L. Mythology of Vishnu and His Incarnations / M. L. Varadpande. — New Delhi : Gyan Publishing House, 2009. — 224 p.
42. Vollmer W. Vollständiges Wörterbuch der Mythologie aller Nationen / W. Vollmer. — Stuttgart : Hoffmann’sche Verlags-Buchhandlung, 1836. — 1560 S.
43. Wolfram R. Robin Hood und Hobby Horse / R. Wolfram // Wiener prähistorische Zeitschrift. — Wien : Wiener prähistorischen Gesellschaft, 1932. — Jahrgang XIX. — Halbjahrsheft 1—2. — S. 357—374.
Рецензия
Для цитирования:
Дарчиев А.В. К вопросу о значении трёхногого коня в религиозно-мифологических представлениях осетин. Научный диалог. 2020;(8):383-397. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-383-397
For citation:
Darchiev A.V. On Problem of Meaning of Three-Legged Horse in Religious and Mythological Representations of Ossetians. Nauchnyi dialog. 2020;(8):383-397. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-383-397