Формирование культурного кода поколения: ключевые слова поэтических текстов в начальной школе (Российская Империя — СССР)
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-26-38
Аннотация
Рассматривается вопрос о возможности анализа текстов для выявления их аксиологического содержания на основе ключевых слов. Утверждается, что языковые единицы, характеризующиеся высокой частотностью и обозначающие аксиологически важные понятия, формируют у читателя культурные установки. Определяются характерные особенности общего для нации культурного кода и его уникальные черты в определенную эпоху. Проанализированы поэтические тексты выдержавших много изданий хрестоматий по литературе XIX — начала XX веков, а также учебников 1930—1940-х и 1970—1980-х годов для начальной школы. Исследование показало, что общими для поэтических текстов, изучавшихся в младших классах, стали ключевые слова лексико-семантических групп «Природа» (лес, земля, поле, море); «Свет» (свет, солнце, день), «Народ» (человек, ребенок, народ, страна); то есть это те слова, которые являются ведущими в формировании культурного кода русского человека XIX—XX века. «Ключевыми словами эпохи» для Российской империи являются слова душа, царь, бог; для 1920-х годов — труд; 1930-х годов — песня, Сталин; 1970-х годов — мама, весна. Актуальность исследования состоит в его направленности на выявление основных понятий, смыслов и ценностей, формирующих культурный код нации, а также на описание динамики культурного кода в разные исторические эпохи.
Об авторах
Н. А. АфанасьеваРоссия
Афанасьева Наталья Андреевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания
Санкт-Петербург
Л. П. Афанасьева
Россия
Афанасьева Любовь Петровна, магистрант
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Айтов С. Ш. Историко-антропологические и семиотические аспекты философии культуры Ю. М. Лотмана [Электронный ресурс] / С. Ш. Айтов. — Режим доступа : http:// eadnurt.diit.edu.ua/bitstream/123456789/1686/1/Lotman.pdf (дата обращения 08.08.2020).
2. Аринин Е. И. Образы «религиозного образования» в России и «Проект К. Д. Ушинского» / Е. И. Аринин, Н. М. Маркова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. — Т. 43, № 1. — С. 84—90. — DOI: 10.18413/2075-4566-2018-43-1-84-90.
3. Белинский В. Г. Сочинения Николая Греча / В. Г. Белинский // Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 2 : Статьи и рецензии. Основания русской грамматики. 1836—1838. — Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1953. — С. 530—541.
4. Букина Н. В. Культурный код как язык культуры / Н. В. Букина // Вестник ЧитГУ. — 2008. — № 2. — С. 69—73.
5. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. — Москва : Языки славянской культуры, 2001. — 288 с.
6. Виноградова Н. В. Современные методы автоматизированного извлечения ключевых слов из текста / Н. В. Виноградова, В. К. Иванов // Информационные ресурсы России. — 2016. — № 4 (152). — С. 13—18.
7. Журавлев В. П. Первые стабильные учебники (30—40-е годы ХХ века) как этап в развитии отечественных школьных учебных средств по литературе / В. П. Журавлев // Преподаватель XXI век. — 2010. — № 1. — С. 105—114.
8. Красных В. В. Психолингвокультурология как наука о человеке говорящем сквозь призму лингвокультуры / В. В. Красных // (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем : коллективная монография. — Москва : Гнозис, 2017. — С. 183—261.
9. Крупская Н. К. Педагогические сочинения : в 10 т. Т. 3 : Обучение и воспитание в школе / Н. К. Крупская. — Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 798 с.
10. Макеев М. Стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник» и проблема «демократизации» канона в русской школе 1860-х годов / М. Макеев, К. Герасимова // Хрестоматийные тексты : русская педагогическая практика XIX века и поэтический канон. — Тарту : University of Tartu, 2013. — С. 188—202.
11. Меркулова Н. Г. Менталитет — культурный код — язык культуры : к вопросу о корреляции понятий / Н. Г. Меркулова // Регионология. — 2015. — № 2. — С. 188—196.
12. Некрасов Н. Учебная книга русской словесности / Н. Некрасов // Сочинения. Критика 1842—1861 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://rusneb.ru/catal og/000199_000009_005429523/ (дата обращения 04.10.2020).
13. Новиков Ф. Н. Динамика культурных кодов и ее отражение в семантическом поле цветообозначения (в русском, английском и французском языках) : диссертация … кандидата филологических наук / Ф. Н. Новиков. — Москва, 2012. — 229 с.
14. Рэнчин Б. Отображение универсальных и этноспецифических черт языковой картины мира в фразеологических фондах английского, русского и монгольского языков: на материале фразеологизмов-соматизмов и зоонимов : автореферат диссертации … кандидата филологических наук / Б. Рэнчин. — Саратов, 2010. — 26 с.
15. Сасновская А. В. Ключевые слова в поэтическом тексте: параметры их выделения и особенности перевода / А. В. Сасновская // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. — 2011. — С. 98—102.
16. Хрестоматийные тексты : русская педагогическая практика XIX века и поэтический канон / ред. А. Вдовин, Р. Лейбов. — Тарту : University of Tartu, 2013. — 345 с.
Рецензия
Для цитирования:
Афанасьева Н.А., Афанасьева Л.П. Формирование культурного кода поколения: ключевые слова поэтических текстов в начальной школе (Российская Империя — СССР). Научный диалог. 2020;(12):26-38. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-26-38
For citation:
Afanasyeva N.A., Afanasyeva L.P. Formation of the Cultural Code of a Generation: Keywords of Poetic Texts in Elementary School (Russian Empire — USSR). Nauchnyi dialog. 2020;(12):26-38. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-26-38