Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Вопросы начального и среднего образования в деятельности Государственной думы Российской империи (1906—1917 годы)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-1-241-255

Аннотация

Рассматривается роль первого российского парламента в формировании и развитии системы образования в стране. Проанализирована деятельность депутатов по решению наиболее актуальных вопросов в период с 1906 по 1917 годы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении Государственной думы как важнейшего законодательного органа в создании образовательной системы в России. Выявлено несовпадение интересов власти и общества, различное понимание ими цели и задач объективно назревших преобразований, что нашло отражение в законотворческой деятельности Государственной Думы. Указывается, что значительное место в национальной политике государства занимали вопросы образования и статус национальных языков. Показано, что в результате активной законодательной инициативы и позиции депутатов в разработке законопроектов «О введении всеобщего обучения», «О реформе средней школы» государственные расходы на среднее и начальное образование выросли в несколько раз. Отмечается, что в результате деятельности депутатов Государственной думы III созыва были внесены существенные поправки и дополнения к законопроекту «О высших начальных училищах», который был принят в 1912 году.

Об авторах

С. В. Дарчиева
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева — филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра «Владикавказский научный центр Российской академии наук»
Россия

Дарчиева Светлана Валерьевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории

Владикавказ 

ResearcherID AAR-9380-2020



А. В. Дарчиев
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева — филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра «Владикавказский научный центр Российской академии наук»
Россия

Дарчиев Анзор Валериевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии

Владикавказ

ResearcherID B-6545-2017



Список литературы

1. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение / В. Ф. Абрамов // Вопросы истории. — 1998. — № 8. — С. 44—60.

2. Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР / И. М. Богданов. — Москва : Статистика, 1964. — 195 с.

3. Видова Т. А. Третьеиюньская политическая система в России : политические предпосылки и исторические последствия / Т. А. Видова, Ю. А. Головастова // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 6 (133). — С. 99—102.

4. Восторгов И. И. Государственная Дума и церковные школы / И. И. Восторгов. — Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1911. — 40 с.

5. Демин В. А. Государственная дума и народное образование / В. А. Демин // Таврические чтения 2016. Актуальные проблемы парламентаризма : история и современность. — Санкт-Петербург : РГПУ имени А. И. Герцена, 2017. — С. 239—247.

6. Джуринский А. Н. История российской педагогики : учебное пособие / А. Н. Джуринский. — Южно-Сахалинск : Издательство Сахалинского государственного университета (СахГУ), 2010. — 231 с. — ISBN: 978-5-88811-289-4.

7. Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение. История. Распад / А. Каппелер. — Москва : Прогресс-Традиция, 2000. — 344 с. — ISBN 5-89493-009-Х.

8. Киселева Т. Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. (Безграмотная Россия — реальность или миф?). Историко-статистический анализ / Т. Г. Киселева. — Москва : [б. и.], 1994. — Книга 1. — 105 с.

9. Ковалевский Е. П. Народное образование и церковное достояние в III-ей Государственной Думе. Речи. Доклады. Статьи / Е. П. Ковалевский. — Санкт-Петербург : тип. Р. В. Коротаевой, 1912. — Ч. I. — 354 с.

10. Микетов Я. Что сделало народное представительство третьего созыва / Я. Микетов. — Санкт-Петербург : типография А. С. Суворина, 1912. — 245 с.

11. Миллер А. И. Империя Романовых и национализм : эссе по методологии исторического исследования / А. И. Миллер. — Москва : Новое литературное обозрение, 2006. — 248 с. — ISBN 5-86793-435-7.

12. Пайпс Р. Русская революция : в 3 кн. Кн. 1. Агония старого режима. 1905—1917 / Р. Пайпс. — Москва : Захаров, 2005. — 480 с. — ISBN 5-8159-0526-7.

13. Петров В. Обязательность обучения / В. Петров. — Москва : Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и «К», 1911. — 51 с.

14. Рибер А. Изучая империи / А. Рибер // Исторические записки. — Москва : Наука, 2003. — Выпуск 6 (124). — С. 86—131.

15. Ропп А. Н. Что сделала Третья Государственная дума для народного образования / А. Н. Ропп. — Санкт-Петербург : тип. А. С. Суворина, 1912. — 253 с.

16. Урушадзе А. Т. «Мнимая юстиция» : горские словесные суды и проблема судебно-административного реформирования кавказского края в материалах ревизии Н. М. Рейнке / А. Т. Урушадзе // Новейшая история России. — 2019. — Т. 9, № 4. — С. 914—927. — DOI: 10.21638/11701/spbu24.2019.405.

17. Фальборк Г. А. Всеобщее образование в России / Г. А. Фальборк. — Москва : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1908. — 212 с.

18. Филоненко Т. В. Развитие школьного образования в России в начале XX века / Т. В. Филоненко // Вопросы истории. — 2004. — № 9. — С. 137—141.

19. Черкасов А. А. Деятельность церковно-приходской школы в Российской империи: теория и практика / А. А. Черкасов, Е. Н. Куклина // Вестник Сочинского государственного университета. — 2011. — № 4 (18). — С. 141—145.

20. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. С рисунками и таблицами / Н. В. Чехов. — Москва : Польза, 1912. — 224 с.

21. Шингарев А. И. Законодательная инициатива членов Государственной Думы и Государственного Совета / А. Н. Шингарев // Русская мысль. — 1912. — Кн. X. — С. 93—122.

22. Cherkasov A. A. Public Education in the Russian Empire during the Last Third of the XIX Century : Parish Schools / A. A. Cherkasov, M. Smigel // European Journal of Contemporary Education. — 2016. — № 4 (18). — Pp. 418—429. — DOI: 10.13187/ejced.2016.18.418.

23. Darchieva S. V. Issues of Education and National Culture in the Work of North Caucasian Deputies of the State Duma of the Russian Empire (1907—1912) / S. V. Darchieva, A. V. Darchiev // European Journal of Contemporary Education. — 2019. — № 8 (3). — Pp. 638—645. — DOI: 10.13187/ejced.2019.3.638.

24. Molchanova V. S. Teaching Singing in the Russian Empire Educational Institutions : Importance and Results / V. S. Molchanova, S. F. Artemova, L. L. Balaniuk // European Journal of Contemporary Education. — 2018. — № 7 (1). — Pp. 220—225. — DOI: 10.13187/ejced.2018.1.220.


Рецензия

Для цитирования:


Дарчиева С.В., Дарчиев А.В. Вопросы начального и среднего образования в деятельности Государственной думы Российской империи (1906—1917 годы). Научный диалог. 2021;(1):241-255. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-1-241-255

For citation:


Darchieva S.V., Darchiev A.V. Issues of Primary and Secondary Education in the Activities of the State Duma of the Russian Empire (1906—1917). Nauchnyi dialog. 2021;(1):241-255. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-1-241-255

Просмотров: 604


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)