Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-269-280

Аннотация

Статья посвящена актуальной и малоисследованной проблеме - концепции образовательного процесса как совокупности социокультурных практик. Исследование выполняется в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего образования. Делается краткий обзор исследований, посвященных данной проблематике. Предлагается рассматривать образовательный процесс как практику социокультурного проектирования. Доказано, что в основе социокультурной практики учащихся лежит социальное действие в контексте возрастно-нормативной модели развития, обоснованной В. И. Слободчиковым. Указывается, что результаты теоретического анализа изучаемой проблемы и практической деятельности в этой области подтверждают возможность проектирования социокультурных практик как базисной формы антропопрактики в рамках образовательного процесса в различных видах деятельности учащихся. Новизна исследования состоит в обосновании потенциала приемов социального проектирования для решения значимых учебных и жизненных задач. Отмечается, что выполненное исследование базируется на методологических основах антропологического, деятельностного, социокультурного подходов. Сформулированы результаты освоения социокультурных практик как событийной деятельности учащихся на основе социальных проб, практикумов, проектов, направленных на развитие личности обучающихся в учебной и внеучебной работе, в частности, в виде социокультурных практикумов в линии учебников по географии «Полярная звезда».

Об авторе

В. В. Николина
Нижегородский институт развития образования
Россия


Список литературы

1. Долженко О. В. Очерки по философии образования : учебное пособие. - Москва : Промо-Медиа, 1995. - 240 с.

2. Игнатьева Г. А. Социально-культурная миссия образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа» / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1 (45). - с. 152-155.

3. Исаев Е. И. Психология образования человека / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. - Москва : ПСТГУ, 2014. - 432 с.

4. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - Москва : Народное образование, 2000. - 272 с.

5. Макропсихология современного общества / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юркевича. - Москва : «Институт психологии РАН», 2009. - 257 с.

6. Мамардашвили М. К. Возможный человек / М. К. Мамардашвили //Человек в зеркале наук. - Ленинград : ЛГУ, 1991. - С. 6-18.

7. Николина В. В. Социокультурная практика в современном образовании / В. В. Николина, О. Е. Фефелова //Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/article/view?id=24.9.15.

8. Николина В. В. Социокультурная практика и ее реализация в линии учебников по географии «Полярная звезда» / В. В. Николина // География и экология в школе XXI века. - 2017. -№2 (44). - С. 38-44

9. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. - Москва, Воронеж : МОДЕК, 2011. - 592 с.

10. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 324 с.

11. Попов А. А. Социально-философские основания системной модели педагогической деятельности : автореферат диссертации … кандидата философии : 09.00.11. - Томск, 1999. - 24 с.

12. Примерная основная образовательная программа образовательной организации. Основная школа. - Москва : Просвещение, 2016. - 416 с.

13. Родермель Т. А. Феномен компетентности в современном образовании : социокультурный аспект / Т. А. Родермель. - Томск : ТМЛ-Пресс, 2012. - 124 с.

14. Слободчиков В. И. Антропология образования - как предчувствие смысла / В. И. Слободчиков // Наука и школа. - 2015. - № 6. - С. 138-142.

15. Филимонов А. А. Организация проектной деятельности / А. А. Филимонов, В. И. Гам. - Омск : Изд-во Ом ГПУ, 2005. - 256 с.

16. Цирульников А. М. Развитие образовательный систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть I / А. М. Цирульников //Управление образованием : теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 29-56

17. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - Москва : Эксмо, 2017. - 208 с.

18. Щедровицкий Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности / Г. П. Щедровицкий //Избранные труды. - Москва : Педагогика, 1995. - С. 197-228.

19. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. - Москва : Эксперимент, 1993. - 153 с.

20. Яковлева Н. И. Социокультурные основы модернизации системы переподготовки педагогических кадров : автореферат диссертации … доктора педагогических наук. - Москва : ИМИСО РАО, 2007. - 46 с.


Рецензия

Для цитирования:


Николина В.В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства. Научный диалог. 2017;(2):269-280. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-269-280

For citation:


Nikolina V.V. Socio-Cultural Practice As Vector of Development of Modern Educational Space. Nauchnyi dialog. 2017;(2):269-280. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-269-280

Просмотров: 509


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)