Социолингвистическая обусловленность функционирования якутского языка в сфере школьного образования: истоки начинающегося кризиса
Аннотация
Представлены результаты социолингвистического анализа факторов снижения языковой компетенции школьников-саха в широком экстралингвистическом контексте на материале полевых данных, представляющих количественную и качественную характеристику объекта исследования. Уделяется внимание функционированию якутского языка в сфере образования, испытывающему различные трансформации в зависимости от курса государственной образовательной политики, социально-экономического состояния региона и процессов глобализации, последствия которых формируют риски для этнокультурной составляющей общностей в субъектах Российской Федерации с недоминирующими языками. Утверждается, что языковая политика в сфере образования, реализующая «де-юре» билингвальные, полилингвальные модели, во внедрении которых преобладает формальный подход, фактически минимизирует присутствие якутского языка в системе образования вследствие недостаточного учета языковых установок, реальных потребностей этнической общности саха. Отмечается, что условия активного контактного двуязычия в регионах РФ, разнообразие неоднозначных экстралингвистических факторов предопределяют усиление институциональной поддержки, государственного протекционизма в области оптимального языкового обеспечения образовательного и воспитательного процессов. Доказывается, что учет опыта исследований семейной, гражданской языковой политики может содействовать в получении оптимального решения проблем воспроизводства языка на региональном материале.
Ключевые слова
Об авторах
Н. И. ИвановаРоссия
Иванова Нина Иннокентьевна –
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики»
Якутск
В. Н. Никитина
Россия
Никитина Вилюяна Николаевна – председатель общественной организации
7734-6139
Якутск
А. Г Филиппова
Россия
Филиппова Айина Гаврильевна – психолог
Якутск
Список литературы
1. В школах Якутска не хватит места для всех первоклассников [Электронный ресурс] // Sakhalife : сайт. — 2017. — 20 февраля. — Режим доступа : http://sakhalife.ru/v-shkolah-yakutska-ne-hvatit-mesta-dlya-vseh-pervoklassnikov-2/ (дата обращения 21.04.2021).
2. Винокурова У. А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации / У. А. Винокурова ; ответственный редактор Е. С. Кузьмин ; Российская академия наук, Сибирское отделение, Якутский институт языкознания, литературы и истории. — Новосибирск : Наука : Сибирская издательская фирма, 1992. — 141 с. — ISBN 5-02-029777-1.
3. Габышева Ф. В. Развитие языковой личности в полилингвальной образовательной среде / Ф. В. Габышева, С. С. Семенова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России : материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4—8 октября 2016 г.). — Санкт-Петербург : РОПРЯЛ, 2016. — Выпуск 5. — С. 1151—1157.
4. Гаврильева Т. Н. Факторы бедности в Республике Саха (Якутия) / Т. Н. Гаврильева, А. Т. Набережная, М. А. Иванова, Ф. В. Никифоров // Уровень жизни населения регионов России. — 2019. — Том 15. — № 1. — С. 38—47. — DOI: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10052.
5. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. — Режим доступа : https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/¬perepis_itogi1612.ht (дата обращения 25.04.2021).
6. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года : с учетом поправок, внесенных законами российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ : [официальное издание]. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. — 60 с.
7. Кузьмин М. Н. Языковая ситуация в субъектах Российской Федерации : новые тенденции в развитии билингвизма / М. Н. Кузьмин, О. И. Артеменко, К. Н. Бичелдей // Обучение родному (нерусскому) языку в условиях двуязычной образовательной среды : I—IV классы : сборник научно-методических материалов, посвященный 80-летию д. пед. н., проф. Н. Б. Экбы. — Москва : ИНПО, 2008. — С. 18—28.
8. Мюллер Д. Тенденции развития обучения на родных языках и обучения родным языкам в Российской Федерации за последние 6 лет (2013—2018) / Д. Мюллер // Перспективы и вызовы языковой политики и языковой ситуации в Крыму. Международный круглый стол (Москва, 5—6 ноября 2019 г.) : доклады и сообщения / ответственный редактор М. Вингендер, А. Н. Биткеева, Э. В. Хилханова. — Москва : [б. и.], 2019. — С. 25—27.
9. Направления развития этноречевой среды в сфере образования и воспитания : круглый стол : рукопись, 13.02.2019 / Заместитель руководителя отдела общего образования Министерства образования и науки РС (Я) Т. С. Абрамова.
10. Никифорова Е. П. Языковая образовательная политика в Республике Саха (Якутия) / Е. П. Никифорова, Л. П. Борисова // Современные исследования социальных проблем. — 2015. — № 9 (53). — С. 543—552.
11. Об образовании, 2012 — Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 26.04.2021).
12. Публичный отчет, 2016 — Публичный отчет об итогах деятельности Управления образования Окружной администрации г. Якутска за 2016 г. [Электронный ресурс] // Управление образования Окружной администрации города Якутска : официальный сайт. — Режим доступа : http://yaguo.ru/files/godovoy_otchet_uo_za_2016.doc (дата обращения 28.04.2021).
13. Сведения о распределении учреждений, реализующих программы общего образования, и обучающихся по языку обучения и по изучению родного (нерусского) языка [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации : официальный сайт, 2016. — Режим доступа : https://data.gov.ru/opendata/7710539135-d7?language=ru (дата обращения 26.04.2021).
14. Статистический ежегодник. Республика Саха (Якутия) : статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Якутск : [б. и.], 2019. — 654 с.
15. Alisaari J. Monolingual practices confronting multilingual realities. Finnish teacher’s beliefs about linguistic diversity / J. Alisaari, L. M. Heikkola, N. Commins // An International Journal of Research and Studies. — 2019. — Vol. 80. — Pp. 48—58. — DOI: 10.1016/j.tate.2019.01.003.
16. Lanza E. 5 Urban multilingualism and family language policy / E. Lanza // Urban Multilingualism in Europe : Bridging the Gap between Language Policies and Language Practices. — 2019. — Vol. 110. — P. 121. — DOI: 10.1515/9781501503207-006.
17. Obojska M. A. ‘Ikke snakke norsk?’–Transnational adolescents and negotiations of family language policy explored through family interview / M. A. Obojska // Multilingua. — 2019. — Vol. 38 (6). — Pp. 653—674. — DOI: 10.1515/multi-2018-0058.
18. Pot A. Intensity of multilingual language use predicts cognitive performance in some multilingual older adults / A. Pot, M. Keijzer, K. De Bot // Brain sciences. — 2018. — Vol. 8 (5). — P. 92. — DOI: 10.3390/brainsci8050092.
19. Purkarthofer J. “Prétendre comme si on connaît pas une autre langue que le swahili” : Multilingual parents in Norway on change and continuity in their family language policies / J. Purkarthofer, G. B. Steien // International Journal of the Sociology of Language. — 2019. — Vol. 2019 (255). — Pp. 109—131. — DOI: 10.1515/ijsl-2018-2005.
20. UNESCO Atlas of the World’s Languages in Danger [Electronic resource]. — Access mode : www.unesco.org/culture/language-atlas (accessed 20.08.2017).
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Н.И., Никитина В.Н., Филиппова А.Г. Социолингвистическая обусловленность функционирования якутского языка в сфере школьного образования: истоки начинающегося кризиса. Научный диалог. 2021;(10):65-84. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-10-65-84
For citation:
Ivanova N.I., Nikitina V.N., Filippova A.G. Sociolinguistic Conditionality of Yakut Language Functioning in Field of School Education: Origins of Incipient Crisis. Nauchnyi dialog. 2021;(10):65-84. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-10-65-84