Конфессиональная модель образа человека в тексте старообрядческого лубка «Две дороги — Два пути»
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-11-216-234
Аннотация
Статья посвящена анализу конфессиональной модели образа человека в лубочной картинке староверов-часовенных Енисея «Две дороги — Два пути». Новизна исследования обусловлена введением в научный оборот новых источников. Актуальность работы заключается в обращении к современным процессам художественного творчества в старообрядческой среде часовенных общин. Материалом для исследования послужили тексты лубочной картинки и духовной литературы, которые были созданы в среде староверов-часовенных Сибири, собранные в экспедициях 2018— 2021 годов на Енисее в старообрядческих общинах часовенного согласия. Анализируются визуальные и вербальные средства воплощения представлений о греховности современного мира, подвергающего людей соблазнам, о правильном жизненном сценарии человека, принадлежащего закрытому старообрядческому сообществу. Отмечается, что изображение и текст образуют единство и служат утверждению концепции жизненного пути члена общины. Помимо лубка «Две дороги — Два пути», проанализированы стихи «Подумай бедный человек» и «Побуждение к борьбе со грехом». Авторы приходят к выводу, что вербальные и визуальные компоненты исследованных произведений репрезентируют ценности старообрядческих сообществ, которые позволяют охарактеризовать их как маргинальные, замкнутые, традиционалистские и эсхатологичные.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. БыковаРоссия
Быкова Екатерина Васильевна, кандидат искусствоведения, доцент
Киров
О. М. Валова
Россия
Валова Ольга Михайловна, доктор филологических наук, доцент
Киров
Список литературы
1. Баев В. Г. Старообрядческая литература в контексте русской книжности / В. Г. Баев // Личность. Культура. Общество. — 2010. — Т. 12. — № 1 (53—54). — С. 278—285.
2. Бойко Е. С. Этимологический анализ слов в социуме староверов на Енисее / Е. С. Бойко, Е. П. Краскова // Старообрядцы Приенисейской Сибири : история и современность. — Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет, 2012. — С. 194—200.
3. Быкова Е. В. Мир визуальных образов старообрядцев Тувы : от иконы и лубочной картинки до фотографии [Электронный ресурс] / Е. В. Быкова, А. А. Пригарин // Новые исследования Тувы. — 2019. — № 1. — Режим доступа : https://nit.tuva.asia/nit/article/view/803 (дата обращения 21.08.2021).
4. Быкова Е. В. Старообрядческий лубок «Две дороги — два пути» : комментированное прочтение визуального образа / Е. В. Быкова, А. В. Костров. — Киров : Кировская областная типография, 2019. — 192 с. — ISBN 978-5-498-00612-3.
5. Духовная литература староверов Востока России XVIII—XX вв. — Новосибирск : Сибирский хронограф, 1999. — 800 с. — ISBN 5-87550-096-4.
6. Журавель О. Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII — начала XXI в. : темы, проблемы, поэтика / О. Д. Журавель. — Новосибирск : Издательство СО РАН, 2012. — 442 с. — ISBN 978-5-7692-1257-4.
7. Журавель О. Д. Старообрядческая литературная утопия : русский вариант CivitasDei? / О. Д. Журавель // Universum Humanitarium. — 2016. — № 1. — С. 78—93.
8. Керов В. В. «Се человек и дело его …» : Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России / В. В. Керов. — Москва : Экон-Информ, 2016. — 590 с. — ISBN 978-5-9909188-4-9.
9. Корогодина М. В. Два старообрядческих исповедных сборника : новшества в традиционном тексте / М. В. Корогодина // Вестник церковной истории. — 2007. — № 4 (8). — С. 130—188.
10. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы / Д. С. Лихачев. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. — 566 с. — ISBN 5-89329-014-3.
11. Лотман Ю. М. Художественная природа русских народных картинок / Ю. М. Лотман // Об искусстве. — Санкт-Петербург : «Искусство-СПб», 2005. — С. 482—494. — ISBN 5-210-01523-8.
12. Мочалов Е. В. Протопоп Аввакум и формирование этики средневековой Руси / Е. В. Мочалов // Социально-политические науки. — 2016. — № 3. — С. 148—153.
13. Никитина С. Е. Пути-дороги в жизни и духовных стихах старообрядцев Русского Севера / С. Е. Никитина // Кунсткамера. — 2019. — № 1 (3). — С. 68—82. — DOI: 10.31250/2618-8619-2019-1(3)-68-82.
14. Никонова Т. Н. Коммуникативная культура старообрядцев Горного Алтая / Т. Н. Никонова, Л. И. Толстых, Н. А. Куликова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 5 (42). — С. 317—321.
15. Панченко А. А. Компьютер по имени Зверь : эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах / А. А. Панченко // Антропологический форум. — 2015. — № 27. — С. 122—141.
16. Плетнева А. А. Лубочная библия : язык и текст / А. А. Плетнева. — Москва : Языки славянской культуры, 2013. — 392 с. — ISBN 978-5-9551-0650-2.
17. Соколов Б. М. Лубок как художественная система / Б. М. Соколов // Мир народной картинки. — Москва : «Прогресс-Традиция», 1999. — С. 9—35. — ISBN 5-89826-036-6.
18. Урушев Д. А. Художественное воплощение образа в ранней старообрядческой литературе / Д. А. Урушев // Ценности и смыслы. — 2010. — № 4 (7). — С. 116—123.
19. Хорохордина О. В. К сопоставительному анализу русских дидактических речевых жанров : назидание, поучение, наставление, наказ, завет / О. В. Хорохордина // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. — 2016. — № 5. — С. 533—539.
20. Lewis J. R. Satanism Today : An Encyclopedia of Religion, Folklore, and Popular Culture / J. R. Lewis. — Santa Barbara : ABC-CLIO, 2001. — 371 p. — ISBN1576072924.
Рецензия
Для цитирования:
Быкова Е.В., Валова О.М. Конфессиональная модель образа человека в тексте старообрядческого лубка «Две дороги — Два пути». Научный диалог. 2021;(11):216-234. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-11-216-234
For citation:
Bykova E.V., Valova О.M. Confessional Model of Image of Person in Text of Old Believer Popular Print “Two roads — Two ways”. Nauchnyi dialog. 2021;(11):216-234. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-11-216-234