Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Структурные, семантические и лингвокультурные параметры концептосферы FASHION INDUSTRY (на материале современного англоязычного дискурса)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-157-184

Аннотация

Представлена авторская разработка модели концептосферы FASHION INDUSTRY. В качестве эмпирического материала привлечены лексические единицы, номинации объектов, субъектов и событий индустрии моды, а также текстовые фрагменты, полученные из современного англоязычного художественного дискурса, медиа- и блогосферы. Актуальность исследования обусловлена высокими темпами трансформации данного концептуального поля под влиянием целого ряда экстралингвистических факторов, которые вносят определенные изменения в лексический состав языка, ценностные доминанты социума и механизмы их вербализации. В работе показано, что структура концептосферы является антропоцентричной, так как организована вокруг концепта PARTICIPANTS. Данный концепт не только взаимосвязан с другими составляющими когнитивного пространства FASHION INDUSTRY — OBJECTS, EVENTS и PROPERTIES, — но и детерминирует их семантическое наполнение и лингвокультурную специфику. Особое внимание в работе уделяется актуализации инкорпорированной в другие концепты составляющей PROPERTIES. Когнитивное моделирование структурных и содержательных параметров концепто-сферы позволило определить наиболее выделенные в актуальном дискурсе ценностные доминанты: инновационность, комфорт, универсальность, демократичность, медиатичность с переходом в цифровой формат, экономическая целесообразность и экологичность.

Об авторах

С. В. Тищенко
Пятигорский государственный университет
Россия

Тищенко Светлана Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедра теоретической лингвистики и практики межкультурного общения.

Пятигорск.



Ж. А. Тягунова
Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в г. Ессентуки)
Россия

Тягунова Жанна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедра теории и методики преподавания филологических дисциплин.

Ессентуки.



Е. О. Мартынова
Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в г. Ессентуки)
Россия

Мартынова Екатерина Олеговна - старший преподаватель кафедра теории и методики преподавания филологических дисциплин.

Ессентуки.



Список литературы

1. Алексеева Л. М. Медицинский дискурс : теоретические основы и принципы анализа / Л. М. Алексеева, С. Л. Мишланова. — Пермь : Издательство Пермского университета, 2002. — 200 с. — ISBN 5-8241-0302-Х.

2. Аракелова А. Р. Лингвоаксиологические характеристики современного англоязычного дискурса моды : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.04 / А. Р. Аракелова. — Пятигорск, 2017. — 222 с.

3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — Москва : Школа «Языки русской культуры», 1998. — 896 с. — ISBN 5-7859-0027-0.

4. Аскольдов С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. — Москва : Academia, 1997. — С. 267—279.

5. Баранов Г. С. Мода и гендер в эпоху постмодерна / Г. С. Баранов, Д. Д. Родионова. — Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2006. — 204 с. — ISBN 5-202-00509-1.

6. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. — Москва : Издательство им. Сабашниковых, 2003. — 512 с. — ISBN 5-8242-0089-0.

7. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. — Москва : РУДОМИНО, 1999. — 224 с. — ISBN 5-7380-0156-7.

8. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику : курс лекций / Н. Н. Болдырев. — Изд. 4-е, переработанное и дополненное. — Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014. — 236 с. — ISBN 978-5-89016-938-9.

9. Болотова Ю. С. Аксиологический аспект дискурса моды / Ю. С. Болотова // Вестник МГОУ. Серия : Лингвистика. — 2011. — № 4. — С. 16—22.

10. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — Москва : Издательство ПРОГРЕСС, 1984. — 194 с.

11. Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты / А. Вежбицкая. — Москва : Языки славянских культур, 2011. — 568 с. — ISBN 978-5-9551-0485-0.

12. Володина М. Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материа-ле терминологии средств массовой информации) / М. Н. Володина. — Москва : Изд-во МГУ, 2000. — 128 с. — ISBN 5-211-04071-6.

13. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. — Москва : КДУ, 2010. — 228 с. — ISBN 5-469-00129-6.

14. Зиммель Г. Мода / Г. Зиммель // Избранное. — Москва : Юристъ, 1996. — Т. 2. — С. 266—291. — ISBN 5-7357-0052-9.

15. Зиновьева Е. И. Лингвокультурология : учебник / Е. И. Зиновьева, Е. Е. Юрков. — Санкт-Петербург : Издательство «Осипов», 2006. — 260 с. — ISBN 5-94922-013-7.

16. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград : Перемена, 2002. — 477 с. — ISBN 5–88234–552–2.

17. Катермина В. В. Неологизмы дискуса моды в английском языке : когнитивный аспект / В. В. Катермина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. — 2018. — № 3. — С. 83—89.

18. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения / Е. С. Кубрякова. — Москва : РАН, Институт языкознания, 1997. — 150 с.

19. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова // Язык. Семиотика. Культура. Языки славянской культуры. — Москва : Языки славянской культуры, 2004. — 560 с. — ISBN 5-94457-174-8.

20. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Известия АН СССР. — 1993. — Т. 52. — № 1. — С. 3—9.

21. Михайлова А. В. Когнитивно-семантические свойства наименований средств финансового обмена (на материале англоязычного медийного экономического дискурса) : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.04 / А. В. Михайлова. — Пятигорск, 2014. — 228 с.

22. Попова З. Д. Семантико-когнитивный анализ языка / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — Изд. 2, дополн. и перераб. — Воронеж : Истоки, 2007. — 250 с.

23. Пристайко Т. С. Очерки по русской терминологии экономики и права : монография / Т. С. Пристайко, Е. А. Конопелькина, Э. В. Неженец ; под общ. ред. Т. С. Пристайко. — Днепропетровск, 2011. — 304 с.

24. Седых И. А. Индустрия моды / И. А. Седых. — Москва : Национальный ис-следовательский университет. Высшая школа экономики, 2019. — 65 с.

25. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю. С. Степанов. — Москва : Языки славянских культур, 2007. — 248 с. — ISBN 5-9551-0205-1.

26. Ткаченок К. А. Когнитивно-прагматические особенности дискурса моды (на примере англоязычных фэшн-текстов) : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.04 / К. А. Ткаченок. — Москва, 2018. — 172 с.

27. Фаткуллина Ф. Г. Типология концептов в современной лингвистике / Ф. Г. Фаткуллина // Педагогический журнал Башкортостана. — 2015. — № 1. — С. 239—243.

28. Холод Ю. С. Концепт и концептуализация в лингвистической парадигме / Ю. С. Холод // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2018. — № 6-1 (84). — С. 173—176. — DOI: 10.30853/filnauki.2018-6-1.38.

29. Чурсина О. В. Лингвокультурный концепт «мода» в языковом сознании и коммуникативном поведении : автореферат диссертации … кандидата филологический наук : 10.02.19 / О. В. Чурсина. — Волгоград, 2010. — 20 с.

30. Evans V. How words mean : lexical concepts, cognitive models, and meaning construction / V. Evans. — New York : Oxford University Press, 2009. — 377 p.

31. Jackendoff R. Foundations of Language. Brain, Meaning, Grammar, Evolution / R. Jackendoff. — New York : Oxford University Press, 2002. — 477 p.

32. Langacker R. Cognitive Grammar / R. Langacker. — Oxford : Oxford University Press, 2008. — 584 p.

33. Leibniz G. W. New Essays On Human Understanding / G. W. Leibniz. — Cam-bridge : Cambridge University Press, 1981. — 528 p.

34. Sloman S. A. Feature Centrality and Conceptual Coherence / S. A. Sloman, B. C. Love, W. K. Ahn // Cognitive Science. — 1998. — Vol. 22 (2). — Pp. 189—228.

35. Talmy L. Toward a cognitive semantics / L. Talmy. –– Cambridge — London : The MIT Press, 2000. — Vol. 1. — 565 p.

36. Talmy L. Toward a cognitive / L. Talmy. –– Cambridge — London : The MIT Press, 2000. — Vol. 2. — 495 p.


Рецензия

Для цитирования:


Тищенко С.В., Тягунова Ж.А., Мартынова Е.О. Структурные, семантические и лингвокультурные параметры концептосферы FASHION INDUSTRY (на материале современного англоязычного дискурса). Научный диалог. 2022;11(1):157-184. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-157-184

For citation:


Tischenko S.V., Tyagunova Zh.A., Martynova E.O. Structural, Semantic and Linguocultural Parameters of Concept Sphere of FASHION INDUSTRY (Modern English Discourse). Nauchnyi dialog. 2022;11(1):157-184. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-157-184

Просмотров: 744


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)