Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
Том 11, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

9-27 407
Аннотация

Исследование посвящено изучению религиозной лексики в говорах старообрядцев с целью выявления конфессиональных и диалектных особенностей. Новизна исследования состоит в том, что впервые проводится описание религиозной лексики старообрядцев-часовенных Латинской Америки. Выполнен обзор научной литературы, в которой отражены различные аспекты изучения религиозной лексики русского языка, в том числе в диалектах. Актуальность работы обусловлена необходимостью теоретического осмысления и разграничения понятий «религиозная лексика» и «конфессиональная лексика». Приводится авторское определение термина религиозная лексика как гиперонима по отношению к терминологии, относящейся к сфере религии. Материалом послужили письменные тексты старообрядца Данилы Зайцева. Методами исследования выбраны семантический и контекстуальный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ семантики старообрядческой религиозной терминологии по сравнению с христианской, а также лингвотеологический метод. Предлагается новый подход к классификации религиозной лексики. Сделан вывод о том, что в лексике говора старообрядцев выделяются четыре группы: общеупотребительная лексика в религиозном значении; общехристианская лексика в конфессиональном дискурсе; конфессиональная лексика как маркер конкретной конфессии; конфессионально-диалектная лексика в старообрядческих говорах.

28-43 352
Аннотация

В статье описан опыт сбора, систематизации и дискурсивного анализа научных источников из разных гуманитарных областей на тему ценностей в современной молодежной среде. Данное содержание, с одной стороны, приближает статью к жанру междисциплинарного библиографического обзора; с другой стороны, представляет собой апробацию когнитивного анализа тематической научной библиографии как вида дискурса. Практической задачей данного обзора является подготовка к изданию библиографического справочного пособия. Отбор научных публикаций производился с опорой на ключевые аксиологические понятия, а также на представление о молодежи как демографической и социокультурной группе людей от 14 до 30 лет, проходящих путь становления психофизиологической зрелости и социализации. Выводы теоретического характера связаны с выявлением общих закономерностей развития молодежной аксиологической проблематики: рассмотрение ценностей в рамках отдельных типов (нравственные, политические, религиозные, семейные и т. д.); преобладание работ, посвященных исследованию взаимовлияния ценностей и социокультурной среды; преимущественный интерес исследователей к изучению духовно-нравственных и социально-политических ценностей; тенденция последних 5 лет к выделению ценностей коммуникации и информации как самостоятельного объекта аксиологических исследований. Практическая задача по составлению библиографического пособия решена в виде определения основного принципа рубрикации, которым является предметно-тематический (типологический) подход.

44-66 389
Аннотация

Проведен семантический анализ надписей на футболках (слоганов) как элементов бытового дискурса. Уделяется внимание слоганам, которые передают смыслы, значимые в молодежной коммуникации. Научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые выявляются особенности слоганов, размещенных на одежде, анализируются их содержание, прагматические функции и лексико-семантические особенности, а также соотнесенность слоганов с языковой личностью владельца футболки с надписью. Автором выявлено, что базовыми прагматическими функциями слоганов являются самопрезентация, апелляция и эпатаж. Каждая из указанных функций имеет ряд подфункций. Ведущей прагматической функцией выступает самопрезентация. Доказано, что слоганы стали важными компонентами современной социокультурной среды, неотъемлемыми элементами коммуникативного процесса, вербальными маркерами особенностей языковой личности. Ключевыми признаками языковой личности молодого человека, реализующего коммуникацию посредством слогана на одежде, видятся открытость к социальным контактам, демонстрация личностных качеств и отношения к окружающим, к обществу в целом, социальная активность, целеустремленность, неординарность мировоззрения, инновативность мышления.

67-83 326
Аннотация

Исследуются способы экспликации эвиденциональности в аналитических статьях англоязычной прессы. Проанализировано 30 статей газет «The Washington Post», «The Guardian», «The Independent» за 2021 год. Представлена классификация эвиденциональных значений на основе двух показателей: источника информации и его степени надежности. Выделены три типа эвиденциональности: прямая эвиденциональность (есть четкое указание на источник информации); имперсональная эвиденциональность (отсутствие идентифицированного источника информации); авторская эвиденциональность (базируется на основе умозаключений автора). Результаты исследования показали значительное превосходство прямой эвиденциональности (74 %), реализуемой за счет точного указания источника информации и использования авторского «мы». Выявлено, что имперсональная эвиденциональность нехарактерна для аналитической статьи (6 %). Это объясняется её видовыми характеристиками: стремлением к объективности и прозрачности предоставляемых данных. Отмечается, что данный вид эвиденциональности реализуется за счет наречий, указания анонимного источника и использования собирательных существительных. Показано, что авторская эвиденциональность встречается в 20 % случаях и реализуется за счет слов-филлеров, главных предложений типа that means, наречий, безличных предложений с использованием глаголов перцепции, конструкций «to be + прилагательное со значением вероятности», модальных глаголов.

84-100 327
Аннотация

Исследуются текстовые конструкции, составленные на базе сочетания в любом случае. Анализ проведен на материале текстов газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка. Актуальность исследования обусловлена многоаспектным подходом к описанию текстовой природы связности, в том числе применением когнитивно-семантического подхода к исследованию текста с позиций замысла говорящего, что согласуется с антропоцентрической парадигмой современного языкознания. В рамках этой парадигмы особого внимания заслуживают переходные языковые единицы, занимающие промежуточное положение между служебными и знаменательными лексемами и используемые говорящим для оформления определенного смыслового задания в текстовую структуру, определяемую в статье через понятие текстовой конструкции. В качестве примера такой единицы используется сочетание в любом случае. Показано, что в определенной позиции в тексте на границе высказывания сочетание выполняет функцию текстовой скрепы, формирует стандартные текстовые блоки. Особое внимание уделяется анализу сценариев и моделей представления информации на материале текстов газетного дискурса. Представлены результаты анализа модальности правой части структуры, которая определяет экспликацию одного из двух значений скрепы ‘свободный выбор’ и ‘всеобщность’. Описано, как в структуре текстового построения реализуется прагматический потенциал сочетания в любом случае в зависимости от характера альтернативных обстоятельств левой части структуры (варианты, условия, мнения, предположения).

101-121 351
Аннотация

Исследуются коммуникативно-прагматические эффекты в порождении и функционировании новых явлений в русском неологическом словообразовании новейшего периода. Речь идет о неодериватах, созданных по узуальным и / или неузуальным моделям. Показано, что за образованием неодериватов стоят специфические интенции говорящего и адресата, их коммуникативные потребности, нетривиальная тематика общения и обстановка речи, особенности интеракции коммуникантов, их коммуникативных стратегий и тактик и пр. Особое внимание уделяется следующим лингвопрагматическим механизмам с участием неодериватов: операции с семантическими и прагматическими пресуппозициями, операции с инференциями и импликатурами дискурса, модели реализации условий успешности речевого акта, порождения косвенных речевых актов и речевой репрезентации коммуникативных стратегий de dicto и de re, контексты употребления метаязыковых операторов. Отмечается, что употребление дериватов приводит к семантической компрессии, смысловой емкости всего выражения за счет актуализации разного рода имплицитной информации. Авторы приходят к выводу, что новообразования в современной русской речи свидетельствуют об общественных умонастроениях, о ценностных приоритетах и речеповеденческих стереотипах носителей современного русского языка.

122-140 364
Аннотация

Представлено обобщение опыта исследований члена-корреспондента Академии наук СССР В.И. Чернышева (1867-1949) по русской пунктуации. Рассмотрена полемика В.И. Чернышева с современными ему учеными А.М. Пешковским и Г.О. Винокуром по проблемам пунктуации. Показана роль В.И. Чернышева в развитии теории пунктуации в русском языкознании. Актуальность исследования состоит в том, что пунктуационная концепция В.И. Чернышева, представляющая собой первый опыт функционального подхода к пунктуации, описана полностью. Новизна исследования заключается в том, что получает оценку анализ обособления как явления пунктуации. Обнаружены текстовые объяснения тех употреблений знаков препинания, которые оказываются значимыми для авторского стиля. Раскрыто текстологическое понимание пунктуации, обсуждается главный принцип в обучении пунктуации. Согласно В.И. Чернышеву, в основе выбора знака препинания лежит семантика, соотнесенная с традицией выражения определенного смысла средствами пунктуации в книжном языке и с эстетическим заданием автора. Описаны представления В.И. Чернышева о взаимодействии авторской стилистики и текстологии в работе редактора над пунктуацией художника слова. Особое внимание уделено отдельным примерам анализа В.И. Чернышевым использования знаков препинания в творчестве А.С. Пушкина.

141-156 312
Аннотация

Анализируются средства и приемы субъектного дейксиса, участвующие в организации форм субъективно-авторского повествования. Определяется их роль в формировании стратегий интерпретации текста. Актуальность проблемы связана с особенностями материала исследования — текстов ранней прозы Б. Л. Пастернака, монтажность которых проявляется в чередовании точек зрения, нелинейности структуры. Это осложняет процесс читательской интерпретации. Использование методов сплошной выборки, описательного, контекстуального видов анализа и интерпретативного позволило выявить специфику языковых средств субъектного дейксиса, систему дейктических отношений. Анализ показал, что отсутствие маркированных переходов между экзегетическим (повествование от третьего лица) и диегетическим (изложение от первого лица) повествователями приводит к тому, что дейктический функционал закрепляется одновременно за комплексом языковых средств, используемых в рамках одного высказывания или фрагмента текста. Выявлено, что это личные местоимения и дискурсивные элементы, активизирующие внимание читателя. Установлено, что непоследовательность в использовании форм субъективно-авторского повествования приводит к образованию гибридных моделей. Делается вывод, что она отражает процесс авторского поиска, попытку установить дейктический паритет (синхронность восприятия) между автором, героем, читателем и «наблюдателем», формирует новые отношения в системе автор — читатель.

157-184 373
Аннотация

Представлена авторская разработка модели концептосферы FASHION INDUSTRY. В качестве эмпирического материала привлечены лексические единицы, номинации объектов, субъектов и событий индустрии моды, а также текстовые фрагменты, полученные из современного англоязычного художественного дискурса, медиа- и блогосферы. Актуальность исследования обусловлена высокими темпами трансформации данного концептуального поля под влиянием целого ряда экстралингвистических факторов, которые вносят определенные изменения в лексический состав языка, ценностные доминанты социума и механизмы их вербализации. В работе показано, что структура концептосферы является антропоцентричной, так как организована вокруг концепта PARTICIPANTS. Данный концепт не только взаимосвязан с другими составляющими когнитивного пространства FASHION INDUSTRY — OBJECTS, EVENTS и PROPERTIES, — но и детерминирует их семантическое наполнение и лингвокультурную специфику. Особое внимание в работе уделяется актуализации инкорпорированной в другие концепты составляющей PROPERTIES. Когнитивное моделирование структурных и содержательных параметров концепто-сферы позволило определить наиболее выделенные в актуальном дискурсе ценностные доминанты: инновационность, комфорт, универсальность, демократичность, медиатичность с переходом в цифровой формат, экономическая целесообразность и экологичность.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА. ФОЛЬКЛОРИСТИКА 

186-199 350
Аннотация

Рассматривается специфика образа Китая в творчестве поэта-младоэмигранта В. Перелешина. Утверждается, что Китай представлен в поэзии Перелешина разноаспектно: это и природа страны, и культура, и литература. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления специфики воплощения образа Китая в поэзии русской эмиграции. С этой точки зрения анализируются мотивно-тематический комплекс, система образов, аллюзии и реминисценции, связанные с изображением Китая в творчестве поэта. Новизна статьи состоит в том, что подробно проанализирована такая черта поэтики Перелешина, как принцип «перевода» с языка одной культуры на язык другой, показана специфика соотношения «своего» и «чужого» в творчестве поэта. Авторы приходят к выводу, что лирика В. Перелешина характеризуется погруженностью в мир Китая: она наполнена китайскими пейзажами, достопримечательностями, изображением обычаев и страниц истории Китая. В то же время в поэзии Перелешина воплощен полилог культур: глубокий интерес к этой стране сочетается со следованием традициям русской лирики XIX — начала XX веков и обращением к образам и мотивам мировой культуры.

200-219 307
Аннотация

Статья посвящена теме потусторонности в сборнике рассказов Людмилы Улицкой «О теле души» (2019). Уделяется внимание разноплановости реализации категории потусторонности в циклах рассказов «Подружки» и «О теле души». Новизна исследования видится в том, что книга «О теле души» является наименее исследованным сборником рассказов Улицкой. Отмечается, что произведения сборника выдвигают на первый план тот или иной тип телесного восприятия — визуальный, тактильный, аудиальный или обонятельный. В книге «О теле души» Л. Улицкая моделирует потусторонний мир, проигрывая различные варианты перехода в инобытие. Автор статьи делает вывод, что рассказы цикла «Подружки» сосредоточены на проницаемости границ потусторонности, возможности коммуникации между мирами, а рассказы одноименного со сборником цикла «О теле души» ре-конструируют различные модели самой потусторонности. Отмечается, что в названии сборника «О теле души» соединяется не только материальное и духовное, посюстороннее и потустороннее, но также личностно-человеческое и божественное. Показано, что оба цикла являют собой единое целое за счет перекрестных сюжетов, тем, мотивов, центральный из которых — переход в потусторонность.

220-242 342
Аннотация

Рассматривается вопрос реконструкции образа Петра I на страницах «Тобольских губернских ведомостей». Газетные материалы, выбранные для исследования, отражают общественное мнение о личности и преобразованиях Петра I и одновременно представляют собой источник формирования образа Петра I в массовом сознании читателей «Тобольских губернских ведомостей». Цель исследования — изучение примеров конструирования образа Петра I на страницах газеты «Тобольские губернские ведомости». Использованы литературоведческий и сравнительно-исторический подходы к исследованию данной проблемы. Выполнен анализ текстов газетных материалов, опубликованных с 1857 по 1909 годы, и описаны случаи упоминания имени Петра Великого в контексте событий общероссийской и местной истории. Авторами сделаны выводы о том, что газета участвовала в сохранении и закреплении имени царя и событий его царствования в исторической памяти сибиряков. В исследовании рассмотрены примеры формирования образа идеального правителя через различные информационные сообщения газеты «Тобольские губернские ведомости». Доказано, что газета поддерживала миф о Петре I как о кумире, просвещенном самодержце, при котором Россия достигла процветания и могущества. В публикациях разных жанров отражается позитивное отношение к царю, так как это соответствовало политике официального печатного органа — укреплению в массовом сознании монархических идеалов.

243-261 298
Аннотация

Рассматривается вопрос об эволюции эпистолярной прозы на примере фрагментов Д.И. Хармса. Уделяется внимание коммуникационным аспектам с применением лингво-семиотического подхода. Представлены результаты анализа эпистолярного отрывка 1933 года в сравнении с другими образцами имитационных литературных писем. Поднимается вопрос о сходстве восприятия абсурда Д.И. Хармса и абсурда в гоголевской традиции. Автор, в частности, останавливается на тематике женитьбы и сказовых элементах у Д.И. Хармса и Н.В. Гоголя. Акцент сделан на том, что Д.И. Хармс продемонстрировал несостоятельность коммуникации, в том числе эпистолярной, при восприятии окружающего мира как абсурдного. Для изучения неозаглавленного эпистолярного фрагмента, среди прочего, используется методика, фиксирующая нарушения постулатов нормаль-ной коммуникации, которая была предложена О.Г. Ревзиной и И.И. Ревзиным. В результате установлено, что художественное средство повтора, которым пользуется Д И. Хармс, нарушает одновременно постулат об информативности нормальной коммуникации и постулат о неполноте описания, что делает невозможным эффективный эпистолярный диалог. Выявлено, что прием многократного повтора ставит под сомнение и действенность постулата о семантической связанности.

262-278 368
Аннотация

Статья посвящена исследованию поэтики хронотопа пути в якутском героическом эпосе. Актуальность темы обусловлена необходимостью в углубленном изучении пространственно-временной организации пути в олонхо, в частности, в вилюйской эпической традиции, к которой относится олонхо С.Н. Каратаева «Богатырь Тонг Саар». Новизна статьи состоит в том, что в ней впервые поэтика хронотопа пути в якутском эпосе подвергается системному анализу, также впервые выявляются особенности хронотопа пути в вилюйской эпической традиции. Автор статьи приходит к выводу, что хронотоп пути занимает важнейшее место не только в хронотопе олонхо, но и в целом в его сюжетно-композиционной организации. Определена структура пути, состоящая из трех основных частей: отправления богатыря в путь, самого процесса пути, завершения пути (возвращения богатыря на родину), в которых реализуются различные сюжетные мотивы. Особое внимание уделяется сюжетообразующей роли хронотопа пути в олонхо, его соотношению с системой персонажей, поэтико-стилевым средствам. Установлено, что ведущие звенья поэтики якутского героического эпоса имеют неразрывные взаимосвязи в решении основных идейно-эстетических задач.

279-295 301
Аннотация

Анализируются особенности осмысления Г. Бёллем проблемы «униженных и оскорбленных» героев в рассказе «Горящие» в контексте литературного влияния на данное произведение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Используется метод сравнительно-исторического анализа. Актуальность проводимого исследования обусловлена необходимостью всестороннего и разнопланового изучения литературного диалога Г. Бёлля с Ф.М. Достоевским. Новизна исследования состоит в том, что рассматриваемый в статье рассказ Г. Бёлля «Горящие» впервые стал объектом изучения в отечественном литературоведении. Установлено, что немецкий писатель развивает идею русского классика о духовном преображении морально падших персонажей посредством искупительных страданий, исцеляющей силы любви, обращения к религии. Между художественными мирами рассматриваемых произведений также выявлены параллели на уровне отдельных образов (Соня и Сюзанна) и мотивов (воскрешающая любовь). Сопоставление поэтологических особенностей рассказа «Горящие» и романа «Преступление и наказание» не только позволяет выявить сходство эстетических установок двух авторов в названных произведениях, но и помогает определить ряд основных направлений рецепции художественного опыта Ф.М. Достоевского, развиваемых в дальнейшем творчестве Г. Бёлля.

296-312 348
Аннотация

Исследуются характерные черты трикстера «дама подшофе», сформировавшегося в фольклоре водителей такси. Авторы рассматривают современный тип героя-плута, выступающего в роли подвыпившей пассажирки такси и представляющего собой комического асоциального персонажа, выполняющего одновременно разрушительную и созидательную функции. На основе анализа аутентичного материала городского фольклора (фольклора водителей такси) авторы настоящего исследования впервые выделили основные черты, определяющие указанный тип. Показано, что посредством внесения в «чужую» среду (сферу «обитания» таксистов) дисгармонии и хаоса, трикстер «дама подшофе» пытается самоутвердиться в ней. Отмечается, что героине устных рассказов и баек свойственно нежелание и неспособность изменить свое поведение, нарушающее общепринятые моральные нормы. Утверждается, что трикстер «дама подшофе» выполняет функцию провод-ника между социальными мирами. Установлено, что она демонстрирует животное начало (похоть), присущее представителям «первобытного мира». Доказано, что трикстер «дама подшофе» пребывает в состоянии игры и, наконец, соединяет противоречивые качества — вызывающую самоуверенность, с одной стороны, и беззащитность, с другой. В своей работе авторы статьи использовали историко-генетический, структурно-типологический методы, а также многоуровневый функциональный анализ фольклорного текста.

313-326 310
Аннотация

Представлены результаты анализа феномена «городской текст» в лирике современной эвенкийской поэтессы Варвары Даниловой. Актуальность исследования обусловлена интересом современного литературоведения к наследию малочисленных народов Севера. Новизна работы видится в рассмотрении особенностей создания «городского текста» в лирике В. Даниловой в проекции на поэтический опыт Серебряного века. Теоретическую базу составили труды В. Н. Топорова, Ю. М. Лотмана, С. П. Гурина, Н. В. Шмидт и др. Материалом для анализа послужили наиболее репрезентативные стихотворения сборников Даниловой: «Только ты…» (1992—1996), «Райский ад» (2005), «Лунная легенда» (2010), содержащие прямые или косвенные указания на присутствие «городской» семантики в заголовке, на уровне мотивно-образной структуры или в подтексте. Обнаружено, что «городской текст» в лирике эвенкийской поэтессы представлен как конкретными культурно-историческими реалиями, так и неким условным топосом, не привязанным ни ко времени, ни к пространству. Творческими ориентирами для Даниловой стали поэты Серебряного века, принадлежащие к разным литературным направлениям. Доказано, что В. Данилова создала уникальную авторскую модель «городского текста», в которой переплелись символистский, акмеистический и футуристический поэтические опыты и национально-культурное видение, обусловленное этнической принадлежностью автора.

327-344 319
Аннотация

Рассматриваются особенности организации некрологов, созданных В.С. Соловьевым с 1883 по 1900 годы. Выявляются черты авторской стратегии в написании траурных текстов. Актуальность статьи обусловлена значимостью фигуры В.С. Соловьева в отечественной культуре. Исследование выявляет жанровую и композиционную специфику некрологов как особого факта культуры создания посмертных текстов в России во второй половине XIX — начале XX веков. Научная новизна данной статьи заключается в том, что впервые в соловьевоведении в совокупности рассматриваются некрологи известного русского философа, выявляются авторское отношение к смерти и важные аспекты понимания им места человека в мире. Устанавливаются взаимосвязь этих работ с остальным наследием В. С. Соловьева и жанровые признаки данных некрологов. Обнаруживаются главные качества истинно духовной личности, по Соловьеву: это человек, который обладает исключительными качествами сердца, не всегда понятен обществу, но который своими делами воплощает главное человеческое предназначение — служение христианской истине. Делается вывод, что некрологи В. С. Соловьева отражают его систему взглядов и семантически перекликаются с другими работами автора.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 

346-361 312
Аннотация

Рассматривается проблема взаимодействия государства и религиозных общин, православной и буддийской, в Бурятии в имперский период. Представлены результаты сравнительно-сопоставительного анализа политики, с одной стороны, российского государства и, с другой стороны, православной церкви по отношению к бурятам. Задача исследования состоит в выявлении способов и механизмов, посредством которых эта этническая группа включалась в российское сообщество, обеспечивая интересы империи на востоке страны. Актуальность исследования обусловлена значимостью темы межрелигиозного взаимодействия в поликонфессиональном сообществе, которым, в частности, является население этнической Бурятии на протяжении нескольких столетий. Автор останавливается на взаимосвязанных аспектах окрести-тельной деятельности как механизма русификации иноверцев и одновременного стремления властей поставить под свой контроль буддийское духовенство, легитимизированное особыми законодательными мерами. В результате проведенного исследования доказано, что государственная политика институционализации буддизма сыграла важнейшую роль в формировании российской идентичности бурят. Утверждается, что этому в значительной мере способствовала лояльность буддийского духовенства к монархии и государству. Показано, что православная агитация имела лишь формальный успех, выражавшийся в числе лиц, принявших крещение.

362-378 320
Аннотация

В статье на основе опубликованных, архивных и личных полевых материалов авторов (2009—2021) даётся краткий этнографический очерк сарт-калмыков Киргизии. Показано, что сарт-калмыки (иссык-кульские, или каракольские калмыки / калмаки) — это относительно небольшая монголоязычная народность ойратского происхождения, исповедующая ислам. В статье кратко рассматриваются этноним сарт-калмык, история изучения сарт-калмыков, этническая история, этнический состав, численность, язык, письменность, хозяйство, материальная и духовная культура сарт-калмыков в конце XIX — начале XXI веков. Несмотря на скудность источников, авторы попытались восстановить этническое происхождение и этнический состав сарт-калмыков, который состоит из более чем двадцати родов. Представлена копия рукописи «Киргизско-сарт-калмыцко-русского словаря», составленного С. С. Насынбатовым в 1990-е годы, которая найдена авторами статьи в ходе экспедиции 2021 года. Показано, что в сарт-калмыцком языке обнаружены слова, относящиеся к буддийской лексике, по мнению авторов статьи, это является доказательством того, что в их составе некогда были буддисты. Особое внимание уделяется изменениям, происходящим в современной жизни сарт-калмыков Киргизии. Делается вывод, что длительное проживание сарт-калмыков в иноэтничном окружении активно воздействовало на утрату родного языка, письменности, традиций и привело к этническим и этнокультурным изменениям.

379-394 301
Аннотация

Рассматривается история Багдадского пакта — своеобразного символа «холодной войны» в середине прошлого столетия на Ближнем Востоке, активным проводником которой стала Турция. Автор отслеживает развитие событий, вызвавших большой резонанс в обществе. Показано, что растущее протестное настроение нашло отклик на страницах еженедельника «Акис», первого нейтрального печатного органа Турции демократического направления, официально не принадлежавшего ни одной политической партии. Актуальность статьи видится в том, что известные в настоящее время перемены в ближневосточной политике Турции, нацеленные в первую очередь на учет национальных интересов страны, берут свое начало из региональных событий на Ближнем Востоке в 50-е годы прошлого столетия. Утверждается, что материалы «Акиса» в конкретном контексте, как своеобразные уроки прошлого, дают возможность понять и оценить многие нюансы современных непростых арабо-турецких отношений, корни которых уходят к событиям, имевшим прямое отношение к Багдадскому пакту.

395-413 313
Аннотация

Статья посвящена анализу современной отечественной историографии уголовной и политической ссылки в Сибирь. Авторы последовательно рассматривают основные направления развития постсоветских исследований, отмечают прежде всего большой интерес историков к различным аспектам пенитенциарной политики и практики империи в Сибири, особенностям тюремного заключения политических и уголовных заключенных. Далее констатируется резкое падение внимания специалистов к истории ссылки социал-демократов, прежде всего большевиков, и наоборот — значительное увеличение работ, посвященных пребыванию в ссылке представителей социалистов-революционеров и анархистов. Проанализированы публикации и по истории ссылки в Сибирь декабристов. Передано содержание дискуссии об эволюции их мировоззрения, о роли «дворянских революционеров» в политической истории России. Авторы также коротко анализируют главные направления публикаций иркутского сборника научных статей «Сибирская ссылка», учрежденного еще в 1973 году. Сделан вывод о том, что история уголовной и политической ссылки в Сибирь как научное направление в постсоветское время продолжает успешно развиваться, обретая новые грани, «прирастая» конкретными исследованиями и авторами.

414-433 291
Аннотация

Рассматривается специфика отношений «центр — регионы» европейских островных регионов (Фарерские, Аландские, Канарские, Балеарские, Азорские острова, Сицилия, Сардиния, Мадейра), выделенных на основании критериев ультрапериферийности. Уделяется внимание формированию пояса ультрапериферийных регионов в общеевропейском пространстве. Представлены результаты сопоставительного анализа этапов расширения автономии изучаемых территорий. Поднимается вопрос об институциональном и конституциональном оформлении особого статуса регионов. Особое внимание уделяется достигнутой широте автономных компетенций и полномочий. Новизна исследования видится в постановке исследовательской задачи под новым ракурсом — концепции ультрапериферийности. Автор останавливается на рассмотрении двусторонних отношений на нескольких уровнях политического взаимодействия: ультрапериферия — национальный «центр», ультрапериферийные регионы — ЕС. Актуальность исследования обусловлена современными политическими и иными процессами, происходящими в Европейском союзе под воздействием, в том числе процессов автономизации регионов и их выхода на новый уровень политического влияния. Предлагается классификация регионов по нескольким критериям, связанным с их автономизацией и обретением самоуправления. Доказано, что расширение автономии является одним из компонентов специального подхода к развитию региона и удовлетворению его нужд.

434-451 296
Аннотация

Анализируются особенности становления и развития проводного радиовещания в Бурят-Монгольской АССР во второй половине 1930-х годов. На основе введенных ранее в научный оборот и новых архивных документов авторы утверждают, что в условиях организационно-технического укрепления радио, развития массово-политической и культурно-просветительной пропаганды государство приложило серьезные усилия для придания аудиальному средству коммуникации важнейшей роли политического и культурного воспитания граждан, повышения их образовательного уровня и социальной активности. Отмечается, что к концу 1930-х годов деятельность республиканского радиокомитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Народных Комиссаров Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической республики характеризовалась его растущим значением в сфере самообразования граждан, просвещения и культурно-политической пропаганды. Утверждается, что проводилась серьезная работа по созданию эффективной структуры вещания и дифференциации передач, особое внимание уделялось организации радиопропаганды на бурятском языке. В описании опыта первых пяти лет радиовещания в республике затрагиваются вопросы кадрового обеспечения радиокомитета, его тесной работы с отделом культурной агитации и пропаганды Областного комитета ВКП(б). Делается вывод, что важнейшими результатами этого периода стали увеличение объема проводного радиовещания, улучшение содержания политического, музыкального, литературно-драматического и др. видов вещания.

452-470 311
Аннотация

Рассмотрены особенности делопроизводства Тобольской духовной консистории по делам о расторжении брака крестьян по причине прелюбодеяния их жен во второй половине XIX — начале XX веков. Документы, находящиеся на хранении в Государственном архиве в г. Тобольске, свидетельствуют о наличии ряда этапов делопроизводства по каждому вопросу. Определены основные требования для начала разбирательства по делам о расторжении брака по причине прелюбодеяния (измены). Установлены препятствия на пути к разводу у крестьян во второй половине XIX — начале XX веков, которые автор разделил на две группы: ошибки при предоставлении пакета доку-ментов и недостатки ведения делопроизводства в Тобольской губернии. Актуальность исследования обусловлена существованием и в настоящее время острых социальных проблем, вызванных большим количеством распадов семей, главная из которых — убыль населения. Обращение к истории бракоразводных процессов и использовавшимся методам примирения супругов (увещевание приходскими священниками) может быть полезным для переосмысления методов разрешения и профилактики супружеских конфликтов, а также для раскрытия отдельных сторон истории делопроизводства учреждений.

471-487 296
Аннотация

Рассматривается вопрос об особенностях социальных институтов шапсугов, натухайцев и абадзехов — трех групп адыгов. Актуальность исследования обусловлена тем, что эта проблема представляет интерес для кавказоведения и для решения теоретических задач истории и этнографии. Новизна работы видится в использовании архивных документов, впервые вводимых в научный оборот и в новой интерпретации уже известных источников. Доказывается, что некоторые особенности общественного строя этих групп сложились в те времена, когда они проживали в горах и имели возможность не подчиняться власти князей. Показано, что другие особенности явились результатом социальных конфликтов конца XVIII — первой половины XIX веков. Поднимается вопрос о причинах победы крестьянства в этих конфликтах. Отмечается, что к ним относятся родственная и общинная солидарность, а также широкое распространение огнестрельного оружия. Особое внимание уделяется таким социальным институтам шапсугов, натухайцев и абадзехов, как «братства», основанные на кровном родстве и на присяге о взаимопомощи. Выявлена их роль в консолидации крестьянства и усилении его влияния. Утверждается, что благодаря «братствам» численность и территория этих трех групп значительно расширились. Автор выявляет также роль сельских общин и их союзов разных уровней в политической системе.

488-504 298
Аннотация

Рассматривается дастан «Ильдан и Голдан», сюжет которого, как считает автор статьи, не был широко распространен в сибирско-татарском фольклоре. Отмечается, что в отличие от других дастанов он не присутствует и в известном сборнике сибирско-татарского фольклора В. В. Радлова. В статье выдвинуто пред-положение, что это может быть литературное произведение, созданное конкретным автором в жанре дастана, как, к примеру, «Калевала», «Урал-батыр» и др. Утверждается, что сюжет произведения, основанный на исторических событиях, происходивших на территории Западной Сибири, географические названия, присутствующие в дастане, большое число слов и речевых оборотов, характерных для сибирско-татарского языка, указывают на то, что дастан был записан у сибирских татар либо автором произведения является выходец из сибирско-татарской среды. Показано, что ключевое место в дастане, повествующем о происходивших в средние века событиях, отводится истории Ишимского ханства. Выявляются параллели между сюжетами, описываемыми в дастане и в Сибирских летописях. Делается вывод, что авторы этих произведений могли использовать одни и те же источники.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)